Физика

Урок 23.05.20.
Тема: "Повторение"

1. Задание: просмотреть видеоурок по теме "Единая физическая картина мира"

2. Задание:
ответьте на вопросы кроссворда
Д/з:  параграф 127 прочитать.

Урок 21.05.20.




Д/з: повторить формулы. 

Урок 16.05.20.

Тема: «Повторение. Световые волны»
Цель: повторить материал по данной теме.
I.                    Повторение.
Выполните тест

II.                  Повторение теоретического материала
Пройдите по ссылке, просмотрите видеоурок «Скорость света»
III.                Д/з: глава 8 учебника, повторить.

Урок 14.05.20.

Тема: Механические колебания и волны

I.                   Активизация  знаний.
Для повторения основных понятий разгадаем кроссворд «Поднимись по ступенькам»


10



9




8





7






6







5








4









3










2











1

























1.      Метод определения расстояния до различных предметов и обнаружение их месторасположения с помощью звуковых волн.
2.      Колебания с частотой более 20000Герц.
3.      Колебания, частота которых меньше 16 Герц.
4.      Модуль наибольшего смещения тела от положения равновесия.
5.      Явление резкого возрастания амплитуды колебаний.
6.      Число колебаний за 1с.
7.      Время, за которое совершается одно полное колебание.
8.      Процесс распространения колебаний в среде с течением времени.
9.      Прибор для измерения времени.
10.  Естественный приемник звука.

II.                Решение качественных задач

1.      Верите ли вы, что самолет может развалиться в воздухе? (Да)
2.      На Луне произошел сильный взрыв. Будет ли он слышен на Земле? (Нет)
3.      Верите ли вы, что комар машет крыльями быстрее, чем шмель? (Да)
4.      Из арабской сказки «Рассказ о Хасибе и царице змей» : Хасиб Карим – Аддин ушел от них и сел один в той пещере. И стал он ударять по земле топором. И услышал он из – под топора, по звуку, что земля пустая, и поняв, что под землей пусто, принялся копать и через некоторое время увидел круглую плиту, в которой было кольцо…»
Какие еще примеры метода выстукивания вы знаете? (контроль вагонных колес, стеклянной и фарфоровой посуды в магазине, при осмотре пациентов в поликлинике).
5.      Из американской сказки «Гора – будильник»: однажды я жил у реки, а напротив была гора. Она была так далеко, что если крикнуть, то эхо возвращается лишь через 16 часов. Я живо смекнул, что к чему. Бывало, когда ложусь спать, кричу погромче «Пора вставать!» А через 6 часов под утро, эхо как крикнет над ухом «Пора вставать!» Ну я и вставал. Можно ли верить рассказчику? (Нет).

III.             Решение расчетных задач
1.      Пружинный маятник совершил 16 колебаний за 4с. Определите период и частоту колебаний.
2.      Определите длину звуковой волны при частоте 200Гц, если скорость распространения волны 340м/с.
3.      Пружинный маятник совершает колебания за 2с. Масса груза 200г. Определите жесткость пружины.
4.      В каких упругих средах могут возникать поперечные волны?
Задачи сфотографировать и выслать.
IV.             Домашнее задание:
Повторить основные понятия и формулы темы.

урок 07.05.20.

Тема: "Итоговое повторение"
I. Повторение
выполните тест

II. Д\з: п. 27-36 повторить.

Урок 02.05.20.

Итоговая контрольная работа 11 класс.
Вариант №1
Часть А
  1. Какие частицы являются носителями в металлах?
а) электроны              б) электроны и ионы
в) ионы                       г) электроны и дырки.
  1. Источник тока с ЭДС 2 В и внутренним сопротивлением 3 Ом замкнут на нагрузочное сопротивление 6 Ом. Ток какой силы течёт через источник?
а) 0,22 А                      б) 0,67 А
в) 0,33 А                      г) 0,17 А
  1. Проводник с током 10 А длиной 2 м находится в однородном магнитном поле с индукцией 0,5 Тл, причём направление тока составляет с направлением магнитного поля угол 30º. Чему равна сила со стороны магнитного поля, действующая на проводник?
а) 0 Н           б) 5 Н           в) 10 Н             г) 8,7 Н
  1. Для уменьшения потерь в линии электропередачи при передаче той же мощности в нагрузку можно …
а) увеличить сопротивление проводов линии
б) увеличить напряжение генератора
в) увеличить ток генератора
г) перейти от передачи переменного тока к передаче постоянного тока
  1. Близорукость корректируется …
а) собирающей линзой
б) рассеивающей линзой
в) призмой
г) плоскопарралельной пластиной
  1. Интерференция света — это …
а) отклонение от прямолинейности в распространении световых волн
б) зависимость показателя преломления от вещества
в) перераспределение энергии волн в пространстве при наложении волн друг на друга
г) исчезновение преломлённых лучей
Часть В
В1. Установите соответствие между свойствами света и примерами их проявления.
       К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Физические свойства
Примеры проявления
А) корпускулярные
Б) волновые
1) фотоэффект
2) интерференция
3) петля гистерезиса
4) односторонняя проводимость
В2. В результате реакции, возникающей после бомбардировки азота α-частицами, получается кислород и …




Вариант №2
Часть А
  1. Какие частицы являются носителями в жидкостях?
а) электроны              б) электроны и ионы
в) ионы                       г) электроны и дырки.
  1. Источник тока с ЭДС 2 В и внутренним сопротивлением 3 Ом замкнут на нагрузочное сопротивление 6 Ом. Каково напряжение на внутреннем сопротивлении источника?
а) 0,81 В                      б) 1,19 В
в) 1,33 В                      г) 0,67 В
  1. Проводник с током 10 А длиной 2 м находится в однородном магнитном поле с индукцией 0,5 Тл, причём направление тока составляет с направлением магнитного поля угол 60º. Чему равна сила со стороны магнитного поля, действующая на проводник?
а) 0 Н           б) 5 Н           в) 10 Н             г) 8,7 Н
  1. В основе работы генератора электрического тока лежит ...
а) явление самоиндукции
б) явление электромагнитной индукции
в) действие силы Ампера на ток
г) кулоновское взаимодействие электрических зарядов
  1. Дальнозоркость корректируется …
а) собирающей линзой
б) рассеивающей линзой
в) призмой
г) плоскопарралельной пластиной
  1. Дифракция света — это …
а) отклонение от прямолинейности в распространении световых волн
б) зависимость показателя преломления от вещества
в) перераспределение энергии волн в пространстве при наложении волн друг на друга
г) исчезновение преломлённых лучей
Часть В
В1. Установите соответствие между научными открытиями в области электричества и именами учёных, которым эти открытия принадлежат.
       К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Научные открытия
Имена учёных
А) закон о взаимодействии электрических зарядов
Б) впервые измерил заряд электрона
В) исследовал внутреннее строение атома
1) Ампер
2) Резерфорд
3) Милликен
4) Кулон
5) Ньютон
В2. В результате захвата нейтрона ядром кадмия образуется изотоп кадмия и …


Урок 30.04.20.

Тема: «Повторение. Молекулярная физика»
Цель: повторить материал по данной теме.
I.                   Повторение. Решение задач

Основные    положения   МКТ:
1.      Вещество   состоит   из   частиц.  
2.  Эти   частицы   беспорядочно   движутся.
3. Частицы   взаимодействуют   друг  с  другом.



Задачи для самостоятельного решения:

1.      Из   блюдца   испаряется    вода   массой   50г   за  4 сут.   Определите   среднюю   скорость   испарения  -  число   молекул   воды,   вылетающих  из   блюдца   за  1с.
2.      Определите   толщину   серебряного   покрытия   пластинки   площадью  1см2,   если   оно   содержит   серебро   в  количестве   0,02 моль.   Плотность   серебра   равна  1,05 кг/м3
3.      Определите   число   атомов  в  меди  объёмом  1м3.   Молярная  масса   меди  равна  
63,5  10-3кг/моль,   её   плотность    9000кг/м3.
4.      Какую   площадь   может   занять   капля   оливкового   масла   объёмом   0,02см3   при   расплывании   её  на  поверхности   воды?
    
II.                Д/з: повторить материал по данной теме. Задачи дорешать.

Урок 25.04.20.

Тема: «Повторение. Механика»
Цель: повторить материал по теме «Механика»

I.                   Повторение
Самостоятельная работа
«СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ»

Вариант 1

1.         Что обозначает в переводе с греческого слово «комета»?


A.  Путешествующая звезда;
B.  Холодное тело;
C.       Хвостатая звезда;
D.       Волосатая звезда;
E.        Ледяная звезда.


2.             В центре гелиоцентрической системы мира находится:
A. Гелий;      B. Земля;      C. Солнце;       D. Марс;       E. Галактика.


3.         Парниковый эффект в атмосфере Земли создает:


A.  Углекислый газ;
B.   Водяной пар;
C.       Азот;
D.       Угарный газ;
E.        Облака.


4.         В какой стране вывели в космос первый в мире искусственный спутник Земли? Когда это событие произошло?
A. В Китае;      B. В России;      C. В США;      D. В СССР;      E. В ФРГ.
5.         Укажите характерные особенности планет земной группы. Перечислите планеты, относящиеся к этой группе.
6.         Почему на звёздных картах не указывают положения планет? Ответ поясните.
7.         Чем отличаются по своим физическим характеристикам звезды, относящиеся к различным последовательностям по диаграмме Герцшпрунга-Рессела?
8.         К каким звездам относятся звезды спектрального класса М? Ответ поясните.
9.         Перечислите основные типы галактик. Ответ поясните.
10.     Чем объясняется красное смещение в спектрах галактик?

II.                Закрепление материала

Кинематика материальной точки
Равномерным прямолинейным движением называют движение, при котором материальная точка за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения вдоль данной данной прямой линии. Скорость равномерного движения определяется по формуле:

где s – перемещение тела за время t.
Если при движении тела его скорость изменяется по модулю и (или) направлению, то можно ввести понятие ускорения. Ускорение есть векторная физическая величина, определяемая как отношение малого изменения скорости   к малому промежутку времени   за который произошло это изменение:

Равноускоренным прямолинейным движением называется прямолинейное движение, при котором скорость тела меняется линейно со временем:

Здесь υ0 – начальная скорость тела при t = 0. Коэффициент пропорциональности a – ускорение тела. При равноускоренном движении ускорение тела постоянно.


Рис. 3. Перемещение, скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движения
В общем случае ускорение тела – векторная величина. При движении тела вдоль прямой линии ускорение можно определить по формуле:

где     – изменение скорости тела за время t. В этом случае ускорение описывается скалярной величиной.
Перемещение тела при равноускоренном прямолинейном движении выражается соотношением:

где   – координата тела в момент времени t = 0.






Примером равноускоренного движения является свободное падение тела с высоты h в безвоздушном пространстве. Ускорение свободного падения тела не зависит от самого тела и всегда направлено вертикально вниз. Высота тела при этом определяется формулой   (при условии, что начальная скорость равна нулю). Время падения с высоты h равно:

При равномерном движении со скоростью υ по окружности радиуса R ускорение (центростремительное ускорение) постоянно по величине:

но изменяется по направлению, оставаясь всё время направленным к центру окружности. Скорость материальной точки при этом всё время направлена по касательной к окружности.

Период обращения T – это промежуток времени, в течение которого материальная точка совершает один оборот при равномерном движении по окружности. Скорость движения тела при этом можно записать как:

Частота обращения ν – это число оборотов, совершаемых материальной точкой при равномерном движении по окружности за единицу времени:

В физике широко используют понятие круговой частоты:
ω = 2πν.
В этом случае центростремительное ускорение записывается в виде:

III.                   Д/з: формулы кинематики выписать в тетрадь. Ответы на тест выслать мне в вк.


урок 23.04.20.

Тема: «Происхождение и эволюция галактик и звезд»
Цель: рассмотреть виды галактик, их характеристики.
I.                   Изучение нового материала
Идея о том, что наша Галактика не заключает в себя весь звездный мир и существуют другие, сходные с ней звездные системы, впервые была высказана учеными и философами в середине 18 века  (Э.Сведенборг в Швеции, И.Кант в Германии, Т.Райт в Англии).
   Невооруженному глазу на небе доступно всего три галактики – туманность Андромеды в северном полушарии и более близкие к нам Большое и Малое Магеллановы Облака – в южном.         
Многообразие (классификация) галактик
Галактики – это большие звездные системы, в которых звезды связаны друг с другом силами гравитации. Существуют галактики, включающие триллионы звезд. Наша Галактика c 200-250 млрд. звезд – Млечный Путь – достаточно велика. Самые маленькие галактики содержат в миллион раз меньше звезд. Абсолютная звездная величина самых ярких сверхгигантских галактик М = –24m, у карликовых галактик М = –15m, самые слабые из карликовых галактик имеют абсолютную звездную величину М = –6m. У туманности Андромеды абсолютная звездная величина М = –20,3m, у нашей Галактики М = –19m.
    Э.П. Хаббл в 1925 году впервые разработал первую классификацию галактик (внегалактических туманностей), руководствуясь гипотезой Д. Джинса по формам, составляющим основу современной классификации.
Сперва были: Е- эллиптические, S – спиральные, I – неправильные (иррегулярные), а в 1936г усовершенствовал свою классификацию (опубликована в 1961г А.Сендидж в «Хаббловском атласе галактик»).
1)   Эллиптические галактики составляют примерно 20 % от общего числа галактик высокой светимости, обозначаются буквой E (англ. elliptical). Типичная Е-галактика выглядит как сфера или эллипсоид, диск в ней практически полностью отсутствует. Эллиптические галактики, как и сферические компоненты у галактик других типов, почти лишены межзвездного газа (не считая разреженного и очень горячего газа, заполняющего всю галактику), а следовательно и молодых звезд. По степени вытянутости эллиптических галактик Эдвин Хаббл получил 8 подтипов галактик от Е0 до Е7 (E0 – «шаровые» галактики, E7 – «сплюснутые»). Звезды эллиптических галактик обращаются вокруг центра галактики очень медленно (скорость вращения обычно не превышает нескольких десятков км/с). Таким образом, эллиптические галактики – это системы с низким удельным моментом импульса. Ближайшая к нам эллиптическая галактика – Sculptor (ESO 351-30, подкласс – E0, радиус – 1505 световых лет). На фото последний объект в каталоге Шарля Мессье - М110 (или NGC 205)- карликовая эллиптическая галактика - яркий спутник большой спиральной галактики Андромеды.  На переднем плане изображения видно множество близких звезд. Размер M110 - около 15 тысяч световых лет.
2)    Линзовидные галактики – это промежуточный тип между спиральными и эллиптическими, составляют до 20%. У них есть гало и диск, но нет спиральных рукавов. Такие галактики обозначаются S0.       
3)    В 1845 году английский астроном лорд Росс (Вильям ПАРСОНС, 1800-1877) обнаружил целый класс «спиральных туманностей». В начале XX века было доказано, что спиральные туманности – это огромные звездные системы, похожие на нашу Галактику. С тех пор их стали называть галактиками и они составляют до 80% всех галактик . Спиральные галактики содержат как гало, так и массивный звездный диск и обозначаются буквой S. Их различают по степени своей спиральной структуры добавлением к символу S букв a, b, c. Sa – спиральная галактика с мало развитой спиральной структурой и с мощным ядром. Sc – галактика с малым ядром и с сильно развитыми спиральными ветвями. Наша Галактика принадлежит к промежуточному типу Sb. У некоторых спиральных систем в центральной части имеется звездная перемычка – бар. В этом случае к их обозначению после буквы S добавляется B. В 2005 году при работе с Космическим телескопом имени Спитцера и основываясь на более ранних наблюдениях, было установлено, что Млечный Путь также следует относить к спиральным галактикам с баром. Гипотеза о наличии бара в нашей галактике была выдвинута на основе многочисленных данных с радиотелескопов. Однако только благодаря изображениям со Спитцера, работающего в инфракрасном диапазоне, данное предположение получило твердое подтверждение. На фото спиральной галактики NGC 613 с перемычкой, находящейся на расстоянии 65 миллионов световых лет от нас в южном созвездии Скульптор, имеющая размер более 100 тысяч световых лет и в центре массивную черную дыру.
    Плоская дискообразная форма объясняется вращением. Существует гипотеза, что во время образования галактики центробежные силы препятствуют сжатию протогалактического облака в направлении, перпендикулярном оси вращения. Газ концентрируется в некоторой плоскости – так образовались диски галактик. Характер движения звезд и газа в галактиках не одинаков: газ вращается быстрее, чем старые звезды. Если характерные скорости вращения газа в галактиках составляют 150–500 км/с, то старые звезды гало всегда вращаются медленнее. Балджи спиральных галактик, состоящие из старых звезд, вращаются в 2–3 раза медленнее, чем диски. Во вращающемся диске, образуемом звездным газом, могут даже распространяться спиральные волны плотности сжатия-разрежения, наподобие звуковых волн. Они обегают галактику за несколько сотен миллионов лет с постоянной угловой скоростью. Именно эти волны ответственны за появление спиральных ветвей. При сжатии газа начинается образование холодных газовых облаков и их комплексов, активное звездообразование. Почти все звезды диска то попадают внутрь спиральных ветвей, то выходят из них. Когда звёзды проходят сквозь рукав галактики, они замедляются, несколько увеличивая среднюю плотность рукава. Подобные «волны», состоящие из медленно едущих машин, можно увидеть на переполненных дорогах. В результате возникающей неоднородности гравитационного потенциала (10-20 %) «догоняющий» межзвёздный газ разгоняется до сверхзвуковых скоростей и тормозится о «набегающий», образуя ударную волну со значительно повышенной, по сравнению со средней, плотностью. Рукава заметны потому, что повышенная плотность способствует формированию звёзд, из-за чего спиральные рукава населены молодыми голубыми звёздами. Единственное место, где скорости звезд и рукавов совпадают, – это коротационная окружность. Именно вблизи нее в нашей Галактике и располагается наше Солнце. Для Земли это обстоятельство крайне благоприятно: наша планета существует в относительно спокойном месте Галактики и в течение миллиардов лет не испытывает влияния галактических катаклизмов.

4)     При исследовании неба с помощью телескопов обнаружено множество галактик неправильной, клочковатой формы, похожих на Магеллановы Облака. Около половины вещества в них – межзвездный газ. Подобные галактики называются неправильными и по классификации Хаббла обозначаются Ir (англ. irregular). К этому классу относятся около 3% всех галактик. (на фото неправильная галактика NGC 1427A) Существует два больших типа неправильных галактик:
     В прошлом считалось, что Большое и Малое Магеллановы Облака относятся к неправильным галактикам. Однако позже было обнаружено, что они имеют спиральную структуру с баром. Поэтому эти галактики были переквалифицированы в SBm, четвертый тип спиральных галактик с баром. Да и возможно они просто пролетающие мимо галактики, а не спутники Млечного Пути.
5)     В 2003 году Майклом Дринкуотером (Michael Drinkwater) из университета Квинсленда (University of Queensland) был открыт новый вид галактик, классифицируемый как ультракомпактные карликовые галактики, которые не вписываются в классификацию Хаббла. Они в десятки раз меньше по размерам обычных галактик. Такие галактики – рекордсмены по низкой поверхностной яркости среди карликов, которая даже во внутренней области галактик часто бывает значительно ниже яркости темного ночного неба.
III. Д/з: прочитать § 124, 125, ответить на вопросы 1-4 после параграфа 125.

урок 18.04.20.

Тема: «Наша Галактика»
Цель урока: повторить материал о нашей Галактике, дать представление о многообразии галактик во Вселенной.

I.                   Повторение
  1. Подняв глаза в осеннюю безлунную ночь, мы увидим необычное красивое зрелище. Что мы увидим? И что вы можете сказать о нём?
  2. Мы начали с вами разговор о Галактике, о нашей Галактике. А что входит в нашу Галактику? (Звёзды и звёздные скопления, туманности, космические лучи, магнитные и гравитационные поля)
  3. Что вы можете сказать о строении Галактики? И что в ней происходит?
II.                Изучение нового материала
Галактики – это большие звездные системы, в которых звезды связаны друг с другом силами гравитации. Существуют галактики, включающие триллионы звезд. Наша Галактика – Млечный Путь – также достаточно велика: ее масса равняется приблизительно двумстам миллиардам масс Солнца. Самые маленькие галактики содержат в миллион раз меньше звезд.
Предполагают, что современные галактики образуются в результате слияния и объединения своеобразных строительных блоков из звезд, газа и пыли. По одной из гипотез галактики образуются слиянием таких блоков из гигантских сверхскоплений, меньших по количеству звезд и размерам, чем обычные галактики, но больших, чем обычные скопления. Космическим телескопом им. Хаббла обнаружены большие концентрации таких галактик на далеких расстояниях. Спектральные наблюдения на десятиметровом телескопе им. Кека на Гавайских островах также позволили доказать, что галактики формируются из более мелких скоплений (блоков). Многообразие форм галактик поражает.
В 1784 году французский астроном Шарль Мессье составил первый каталог из 108 туманных объектов, доступных для наблюдений на инструментах того времени. Только 11 объектов из этого каталога оказались газовыми туманностями, остальные – шаровыми и рассеянными скоплениями и галактиками. И тем не менее только в двадцатых годах XX века американский астроном Эдвин Хаббл, наблюдая за цефеидами в туманности Андромеды, пришел к выводу, что она внегалактический объект, и доказал существование галактик. (
Эта классификация отражает не только особенности их видимой формы, но и свойства входящих в них звезд. Эллиптические галактики состоят из очень старых звезд, в неправильных галактиках основной вклад в излучение дают звезды, существенно моложе Солнца, а в спиральных галактиках характер спектра выдает присутствие звезд всех возрастов.
Эллиптические галактики
Эллиптические галактики составляют примерно 25 % от общего числа галактик высокой светимости. Такая галактика выглядит как сфера или эллипсоид, диск в ней практически полностью отсутствует. Эллиптические галактики, как и сферические компоненты у галактик других типов, почти лишены межзвездного газа (не считая разреженного и очень горячего газа, заполняющего всю галактику), а следовательно и молодых звезд.   
Звезды эллиптических галактик обращаются вокруг центра галактики очень медленно (скорость вращения обычно не превышает нескольких десятков км/с). Таким образом, эллиптические галактики – это системы с низким удельным моментом импульса.
Существует промежуточный тип между спиральными и эллиптическими – это линзовидные галактики. У них есть гало и диск, но нет спиральных рукавов. 
Спиральные галактики
В 1845 году английский астроном лорд Росс обнаружил целый класс «спиральных туманностей». Природа этих туманностей была установлена лишь в начале XX века. Было доказано, что спиральные туманности – это огромные звездные системы, похожие на нашу Галактику и удаленные от нее на миллионы световых лет. С тех пор их и стали называть галактиками.
Неправильные галактики
При исследовании неба с помощью телескопов обнаружено множество галактик неправильной, клочковатой формы.  Около половины вещества в них – межзвездный газ. Подобные галактики называются неправильными. К этому классу относятся около 5 % всех галактик.
Ближайшими к нам и самыми яркими на небе галактиками являются Магеллановы Облака. Они хорошо видны в Южном полушарии невооруженным глазом как два туманных облака, подобно Млечному Пути. Свет от Большого Магелланового Облака идет к нам 170 тысяч лет, от Малого – 200 тысяч лет.
Встречаются среди галактик и карликовые, которые не вписываются в классификацию Хаббла. Они в десятки раз меньше по размерам обычных галактик. Выделено 4 типа подобных образований: карликовые эллиптические  , карликовые сфероидальные, карликовые неправильные. Галактик со спиральными ветвями среди карликов не встречается. Скорее всего, для образования спиралей нужен массивный звездный диск, а масса карликовых галактик недостаточна для этого
Галактический каннибализм
            В середине XX столетия крупные телескопы выявили, что 5–10 % от общего числа галактик имеет весьма странный, искаженный вид, так что их трудно классифицировать по Хабблу. Иногда такие галактики окружены светящимся гало либо связаны звездной перемычкой. Иногда от галактик на сотни тысяч световых лет отходят длинные хвосты. В некоторых системах обращает на себя внимание сложный характер внутреннего движения межзвездного газа.                         
            Первым, кто стал изучать взаимодействия близких галактик и составил каталог из тысяч взаимодействующих галактик, был Борис Воронцов-Вельяминов.
Если галактики в своем движении близко походят друг к другу, то они могут испытывать сильное гравитационное взаимодействие на расстоянии, даже не соприкасаясь. При взаимном проникновении галактики могут даже слиться друг с другом за несколько сотен миллионов лет.
Наша Галактика также захватывает карликовую галактику, находящуюся на расстоянии всего в 60 тысяч световых лет. Через сотню миллионов лет звезды этой карликовой галактики станут звездами нашей Галактики. Магеллановы Облака также разрушаются, находясь неподалеку от нашей Галактики. По подсчетам астрономов в ближайшие 10 миллиардов лет Млечный Путь полностью поглотит все вещество Магеллановых Облаков.
Звездный «каннибализм» – обычное явление в жизни галактик. Процессы поглощения галактик не сопровождаются катастрофическими звездными столкновениями, так как межзвездные расстояния очень велики по сравнению с размерами самих звезд. Однако процесс звездообразования может стать более эффективным, так как формируются массивные облака газа и под действием гравитации их скорости возрастают.

 III.  Домашняя работа: составить таблицу о характеристиках галактик

урок 18.04.20.



Урок 16.04.20.

Тема: «Физическая природа звезд»
Цель:
дать представление о многообразии звезд, созвездиях, о размерах и природе Солнца.

I.                    Изучение нового материала
1.      Звезды рождаются и умирают. Но только жизненный путь звезды длится несколько миллиардов лет. И, конечно же, человек в течение только своей жизни не в состоянии проследить за звездой - от рождения и до ее конца.
В  далеком холодном космическом пространстве, в течение многих миллионов лет частицы пыли и газа, притягиваясь друг к другу и находясь в постоянном движении, образовали пылегазовые облака. Постепенно они уплотнялись, сжимались и начинали вращаться быстрее, и в итоге происходило рождение новой звезды. Звезда «умирает», когда «выгорает» весь водород – топливо. Звезда остывает и гаснет.
Звезды – это огромные пылающие раскаленные газовые шары большой массы.
Звезды различаются по цвету и по размерам.
  1. Самая близкая звезда – Проксима Центавра. Она находится от Солнца на расстоянии 4, 25 световых лет. Световой год равен 10 триллионам километров. Если бы до нее лететь на космической ракете, то путешествие заняло бы 70 тысяч лет.
Самая яркая звезда из ближайших звезд – Сириус (с греческого – «опаляющий») в созвездии Большого Пса. Температура  на ее поверхности – 10000 градусов.
Самая большая звезда Мю Цефея (диаметр – 1,6 миллиарда километров). Помещенная в центр Солнечной системы эта звезда поглотила бы все планеты по Сатурн включительно.
Радиус звезды Бетельгейзе (созвездие Ориона) -  в 400 раз больше радиуса Солнца.

3.      Солнце – ближайшая к нам звезда. Это единственная звезда, которую мы можем наблюдать днем, в то время как остальные звезды видим только ночью. Солнце – это центр нашей солнечной системы. На небе Солнце выглядит круглым, и  почти такого же размера как полная Луна. Но диаметр Солнца примерно в 400 раз больше диаметра Луны и в 109 раз больше земного диаметра. Масса Солнца в 750 раз больше всех планет. Расстояние от Земли до Солнца -150 млн. км. Температура на поверхности Солнца 60000, а внутри Солнца достигает 15 млн0.  Наше Солнце сформировалось примерно 5 млрд. лет  из межзвездного облака. В течение еще 5 млрд. лет оно будет сжигать свой газ, пока резервы последнего не истощаться. Но перед тем как умереть, Солнце увеличиться в размерах, а потом начнет уменьшаться и совсем исчезнет
Солнце – это желтый карлик.

II.                Д/з

Задание 1. 
По предложенному тексту заполните схему «Различие звезд по температуре и цвету.

Текст. Красные звезды самые холодные. Температура на поверхности таких звезд  достигает 30000. Температура на поверхности Солнца достигает 60000. Оно имеет желтый цвет. Более холодные звезды имеют белый цвет и температуру 100000. Звезды, имеющие самую высокую температуру, окрашены в голубой цвет – температура поверхности таких звезд  достигает 400000.

Задание 2. Заполните схему "Различия звезд по размерам"















 









 










Урок 11.04.2020 №1 и 2

Тема: «Методы определения расстояний и размеров тел в Солнечной системе»
I.                Повторение
Сформулировать законы Иоганна Кеплера:
  1. Каждая планета обращается вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце.
  2. Радиус-вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади.
  3. Квадраты звёздных периодов обращения планет относятся между собой как кубы больших полуосей их орбит.
 
Границы применимости и в чем значимость законов Кеплера?
Предполагаемый ответ:
     Определяет границы применимости законов Кеплера.  Они  применимы для описания движения планет, но не объясняют причин движения; позволяют вычислить относительные расстояния планет от Солнца;  применимы к движению планет, их естественных и искусственных спутников, движению других небесных тел - астероидов, комет, звезд в двойных системах физически связанных между собой и обращающихся вокруг общего центра масс. Они легли в основу практической космонавтики, ибо по законам Кеплера движутся все искусственные небесные тела, начиная с первого советского спутника и кончая современными космическими аппаратами. Не случайно в истории астрономии Иоганна Кеплера называют «законодателем неба».
  Что такое эксцентриситет?
Предполагаемый ответ:
Эксцентриситет равен отношению расстояния от центра эллипса до его фокуса к большой полуоси.
Решить задачу  2:
У некоторой малой планеты большая полуось орбиты равна 2,8  а.е. , а эксцентриситет равен нулю. (е = 0. Чему равна малая полуось ее орбиты?
         Предполагаемое решение: Так как эксцентриситет орбиты планеты равен нулю, то форма орбиты – окружность. Следовательно, малая полуось тоже равна 2,8 а.е.
II.              Изучение нового материала:
     Сегодня на уроке мы рассмотрим другие методы определения расстояний  до небесных тел и определение их размеров. Мы узнаем методы определения формы и размеров Земли. Зная расстояния, можно говорить о природе  небесных тел:
- определять размеры не только Солнечной системы, но и больших объектов: Галактик, видимой части Вселенной;
- в определенной мере можно обеспечить безопасность окружающего пространства Земли,
-  отслеживать приближение крупных астероидов;
- проводить расчеты для полетов космических аппаратов. 

    Первые сведения об определении размеров Земли относятся к работам Эратосфена.
    Вопрос: Кто такой Эратосфен?
    Греческий ученый, жил в Египте. (276-194 г до н.э.)
Методы определения расстояний в Солнечной системе :
Параллакс – угол, под которым виден радиус Земной орбиты.
1. Метод горизонтального параллакса
Горизонтальный параллакс – угол, под которым со светила виден радиус Земли, перпендикулярный лучу зрения.  (Учебник стр. 68)
 Вывод: Чем дальше расположен объект, тем меньше его параллакс.
2. Радиолокационный метод:   
    Во второй половине ХХ века развитие радиотехники позволило определить расстояние до тел Солнечной системы посредством радиолокации. Первым объектом была Луна. Затем уточнили расстояния до Венеры, Меркурия, Марса, Юпитера с точностью до 1 км.  Столь высокая точность определения расстояний  - необходимое условие для расчетов траекторий полета космических аппаратов.
В настоящее время благодаря использованию лазеров  стало возможным проводить оптическую локацию Луны с точностью до 1 см.
III.            Викторина к дню Космонавтики

1.   Как называется летательный аппарат, на котором совершаются в настоящее время полеты в космос?
А) Космический корабль
B) Космический лайнер
С) Космическая лодка
D) Космический баркас

2.   К какому классу небесных тел относится Солнце?
А) Планетам
B) Звездам
С) Кометам
D) Космическому мусору

3.   Кто из героев древних мифов впервые преодолел силу земного притяжения и полетел?
А) Икар
B) Геракл
С) Мальчик-с-пальчик
D) Минотавр

4.   Что сказал Гагарин в первую секунду полета?
А) Поехали!
B) Полетели!
С) Наконец-то!
D) Хочу домой!

5.   Название какой планеты в переводе на русский означает «страх»?
А) Венера
B) Марс
С) Плутон
D) Фобос

6.   Какова скорость света, выше которой, как считается современной наукой, не может быть ни одна из известных скоростей?
А) 3 км/с
B) 300 км/с
С) 3 000 км/с
D) 300 000 км/с

7.   Как фамилия космонавта, впервые осуществившего выход в открытый космос в 1965 году?
А) Армстронг
B) Гагарин
С) Леонов
D) Титов

8.   Какое из этих созвездий не является зодиакальным?
А) Лев
B) Орион
С) Скорпион
D) Козерог

9.   Какая из этих установок применяется для тренировки и космонавтов, и подводников?
А) Центрифуга
B) Барокамера
С) Имитатор невесомости
D) Камера-обскура

10.   Как назывался летательный аппарат, который называли «нашим ответом американскому Шаттлу»?
А) Буран
B) Уран
С) Протон
D) Энергия



11.   Сколько звезд в Солнечной системе?
А) Одна
B) Две
С) Три
D) Не сосчитать

12.   Почему сначала в космос запускали зверей, а не сразу человека?
А) Чтобы лучше узнать действие космоса на живой организм
B) Никто не хотел туда лететь
С) Собак не жалко
D) Денег не было

13.   Какого из этих созвездий не существует?
А) Овен
B) Скорпион
С) Стрелок
D) Снайпер

14.   Как звали первую женщину-космонавта?
А) Терешкова
B) Мариванна
С) Жанна Д'Арк
D) Ксения Собчак

15.   В честь древнего бога торговли была названа планета…
А) Юпитер
B) Меркурий
С) Сатурн
D) Марс

16.   В честь древнего бога войны была названа планета…
А) Юпитер
B) Венера
С) Сатурн
D) Марс

17.   Кто из этих ученых утверждал, что в центре мироздания находится Земля?
А) Ломоносов
B) Галилей
С) Коперник
D) Джордано Бруно

18.   А этот ученый опроверг это мнение и стал основателем гелиоцентрической теории, согласно которой все планеты вращаются вокруг Солнца.
А) Циолковский
B) Галилей
С) Коперник
D) Ньютон

19.   Что в переводе на русский означает слово «планета»?
А) Круглая
B) Блуждающая
С) Большая
D) Космическая

20.   Эта планета была открыта американским ученым Клайдом Томбо лишь в 1930 году; а несколько лет назад астрономы всего мира исключили ее из Солнечной системы?
А) Нептун
B) Сатурн
С) Меркурий
D) Плутон


IV.            Д/з- краткое сообщение «Лазерная локация Луны»
Выполненное задание выслать мне в ВК

Урок 09.04.2020

Тема : «Общие сведения о Солнце»
Цель: узнать основные характеристики Солнца.
I.                Изучение нового материала
1.    Основные характеристики Солнца
Солнце
Масса Солнца 1,989× 1030 кг, в 333434 раз превышает массу Земли и в 750 раз - всех планетных тел Солнечной системы. Радиус Солнца 695990 км, в 109 раз больше земного. Средняя плотность солнечного вещества 1409 кг/м3, в 3,9 раза ниже плотности Земли. Ускорение силы тяжести на экваторе 279,98 м/с2 (28 g). Экватор Солнца наклонен под углом 7,2  к плоскости эклиптики. Сидерический период вращения на экваторе равен 25,38 суток и увеличивается по направлению к полюсам (до 32 суток на широте 60 ).  Солнце обладает магнитным полем со сложной структурой средней напряженностью 1-2 Гс.
Возраст Солнца около 5 млрд. лет.
Видимая звездная величина (блеск) Солнца -26,6m. Мощность общего излучения Солнца 374× 1021 кВт. Светимость Солнца 4× 1020 Вт. Земля получает 1/2000000000 часть солнечной энергии: на площадку в 1 м2, перпендикулярную солнечным лучам за пределами земной атмосферы приходится 1,36 кВт лучистой энергии.
Температура видимой поверхности (фотосферы) Солнца 5770 К. Спектральный класс Солнца G2.
Химический состав Солнца: водород - 71 %, гелий - 26,5 %, остальные элементы 2,5 %. Солнце не содержит в своем составе неизвестных на Земле химических элементов.
Агрегатное состояние солнечного вещества – ионизированный атомарный газ (плазма). Вглубь Солнца, с увеличением температуры и давления, степень ионизации растет вплоть до полного разрушения атомов в ядре Солнца.

2.    Строение солнечной атмосферы
Прочитайте с. 355, 356
3.    Ответьте на вопросы УСТНО:
1)    Назовите слои атмосферы Солнца?
2)    Что такое грануляция?
3)    Что наблюдают вокруг солнца во время полных солнечных затмений?
II.            Домашнее задание: параграф 120 прочитать, найти информацию о влиянии солнечной активности на жизнь Земли.
Задания прислать мне в Вк

Урок 19.03.2020

Тема: «Строение Солнечной системы»Цель: повторить строение Солнечной системы; выделить основные элементы; законы движения планет.       I.            Повторение:
1.     Как называется система отсчета относительно Солнца? (гелиоцентрическая)
2.     Какие небесные тела мы можем наблюдать на ночном небе невооруженным глазом?
3.     Чем звезды отличаются от планет?
4.     Сколько планет входит в Солнечную систему? Назовите их.
5.     Какие еще тела находятся в космическом пространстве?
    II.            Прочитайте материал учебника на с. 340-343  и вставьте пропущенные слова.
1)    Во 2 веке до н.э. ______ разделил звезды по блеску на звездные величины.
2)    Проекция земного экватора на небесную сферу - ________.
3)    _________- годичный путь Солнца.
4)    Координаты небесного светила – это ________ и _________.
5)    Гелиоцентрическая система мира была предложена ________.
6)    Астрономическая единица равна _____________.
 III.            Запишите в тетрадь , в чем измеряется расстояние до звезд в астрономии.
IV.            Вспомним законы движения планет и на основе материала учебника на с. 344 составим таблицу:

I закон Кеплера
II закон Кеплера
III закон Кеплера
Формулировка закона
   





Поясняющий рисунок








   V.            Задачи на применение III закона Кеплера:
1.     Марс дальше от Солнца чем Земля в 1,5 раза. Какова продолжительность года на Марсе? Орбиты планет считать круговыми.
2.     Чему равна большая полуось орбиты Урана, если звездный период обращения этой планеты вокруг Солнца составляет 84 г?
3.     Чему равен звездный период обращения Венеры вокруг Солнца, если ее верхние соединения с Солнцем повторяются через 1,6 года?
4.     Определите синодический период обращения Меркурия, зная, что его звездный период обращения вокруг Солнца равен 0,24 г.
VI.            Д/з. § 116, 117 пересказ; найти информацию о биографии Иоганна Кеплера.


Урок 21.03.2020 №1



Тема: «Система Земля-Луна»Цель: выяснить основные характеристики спутника Земли Луны; физические характеристики системы Земля-Луна.
I.                   Повторение
1)      Что называется небесным экватором?
2)      Что такое эклиптика?
3)      чем гелиоцентрическая система мира отличается от геоцентрической?
4)      Что такое парсек?
II.                Изучение нового материала.
1.      Прочитать материал
Мы сегодня с вами будем говорить о Земле и ее спутнике Луне, нередко их называют двойной планетой. Так как они имеют редкое для планет соотношение масс центрального тела и спутника, а также общность происхождения. Гипотеза возникновения Луны состоит в том, что на орбите пояса астероидов (между         Юпитером и Марсом) возможно была ещё одна планета Фаэтон ("охваченная огнём"), столкнувшаяся с крупной кометой или с одним из спутников Юпитера.  Предположительно диаметром Фаэтон был даже больше Земли, но от сильного удара - раскололся.  Так как он находился на нестабильной орбите, то видимо такая катастрофа была неизбежна. Крупные осколки устремились к Солнцу, один из них мог столкнуться с Землёй. В результате наша планета была тоже близка к гибели, но всё же смогла стабилизировать своё гравитационное равновесие, образовав систему со спутником - Луна. Согласно другой гипотезе - ядро Фаэтона  не разрушилось, а лишь изменило свою орбиту - теперь это планета Венера, а Луна - это бывший спутник Фаэтона захваченый Землёй при изменении  своей орбиты..     Согласно третьей, ещё более удивительной  гипотезе - Луна и есть остывшее ядро Фаэтона, а осколки     его внешних слоёв  теперь составляют пояс астероидов..  После столкновения Фаэтона свои орбиты могли изменить и другие планеты.  Так Земля и Венера приблизились к Солнцу, а Марс, наоборот, удалился. Венера стала горячей, а Марс - холодным.  И лишь на Земле условия стали практически идеальными для развития жизни и разума.2.      Самостоятельная работа по материалам учебника. Ответить на вопросы устно.
- Строение (особенности строения оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы)- Физические характеристики планеты (температура на поверхности, масса, радиус, продолжи-тельность суток, сидерический период).
- Характеристика рельефа планеты.
- Химический состав поверхности планеты.
- Отличительные особенности.
- Особенности исследования планеты космическими автоматическими аппаратами/астронавтами (для Луны).                 3. Изучить материал и на его основе заполнить таблицу в тетради.
Планета Земля состоит из 3-х основных оболочек: твердая (Литосфера), воздушная (Атмосфера), водная (Гидросфера).
 
Твердая оболочка Земли - литосфера. Ее можно сравнить со скорлупой, охватывающей всю поверхность Земли. Данные о внутреннем строение Земли получены благодаря геофизике и сейсмологии. Состав Земли:
  • Внутреннее ядро радиусом около 1 300 км, в котором вещество находится в твёрдом состоянии. Температура порядка 8 000 – 9 000 К, давление 350 Гпа, плотность около 12 000 кг/;
  • Внешнее ядро с внешним радиусом примерно 3 400 км. Толщина слоя 2 100км, вещество находится в жидком состоянии;
  • Оболочка или мантия, толщиной около 2 900 км, состоит из расплавленных базальтов и силикатов;
  • Кора простирается от мантии до поверхности Земли. Её толщина под океаном достигает 6–10 км, а под материками – 35-70 км

Гидросфера – это жидкая водная оболочка Земли, покрывающая почти 70% её поверхности. Вода на 97% сосредоточена в бассейнах океанов. Мощные океанические течения переносят тепло от экваториальных областей к полярным, тем самым регулируя климат на Земле. По современным представлениям наличие больших водоёмов сыграло решающую роль в возникновении жизни на Земле. Часть воды на Земле находится в твёрдом состоянии в виде льда и снега.

Атмосфера – это оболочка, состоящая из смеси различных газов: азот- 78%, кислород -  21%, смесь других газов - 1% (из них углекислый газ - 0,045%.)
Атмосфера рассеивает и поглощает солнечное излучение, определяет тепловой баланс планеты благодаря так называемому парниковому эффекту. Атмосфера прозрачна для солнечных лучей, поэтому они проникают к поверхности Земли и нагревают её и нижние слои воздуха. Тепловое инфракрасное излучение этими газами вверх не пропускается, поэтому тепло удерживается в приземном слое, тем самым повышая его температуру. Если бы в атмосфере не было углекислого газа и водяных паров, то температура на Земле была бы почти на 40° ниже.

Основная масса атмосферы сосредоточена в приземном слое толщиной около 8 км, дальше плотность её постепенно уменьшается, но прослеживается она до высоты в сотни километров.Физические характеристики Земли:
Температура на поверхности - По данным NASA, средняя температура на поверхности Земли составляет 15° C. Самая высокая температура за всю историю на нашей планете была 70.7 °C в пустыне Лут, Иран в 2005 году. На другом конце спектра самая холодная температура, зарегистрированная на Земле, была в Востоке, Антарктида - 89.2 C.Масса - 5,98*1024 кг.
Экваториальный радиус - 6378,140 км.
Полярный радиус - 6356 км.
Средний радиус - 6371,004 км.
Продолжительность суток – 24 чСидерический период - 365 дн. 6 ч. 9 мин. 10 сек.
 Характеристика рельефа Земли. Площадь поверхности Земли 510,073 млн. км2, из них суша составляет соответственно 29,2% (148,94 млн. км²) и образует шесть материков и острова. Она поднимается над уровнем моря в среднем на 875 м; наибольшая высота вершина горы Эверест в 8848 м.
   Горы занимают свыше 1/3 поверхности суши. Пустыни покрывают около 20% поверхности суши, саванны и редколесья —около 20%, леса —около 30%, ледники —свыше 10 %
   Горы занимают свыше 1/3 поверхности суши. Пустыни покрывают около 20% поверхности суши, саванны и редколесья —около 20%, леса —около 30%, ледники —свыше 10 %Химический состав поверхности Земли Она состоит в основном из железа (32,1 %), кислорода (30,1 %), кремния (15,1 %), магния (13,9 %), серы (2,9 %), никеля (1,8 %), кальция (1,5 %) и алюминия (1,4 %); на остальные элементы приходится 1,2 %. Из-за сегрегации по массе область ядра, предположительно, состоит из железа (88,8 %), небольшого количества никеля (5,8 %), серы (4,5 %) и около 1 % других элементов. Примечательно, что углерода, являющегося основой жизни, в земной коре всего 0,1 %. (3)
Отличительные особенности Земли:- оптимальный температурный     режим для существования жизни;
- наличие атмосферы, в которой есть кислород (для дыхания живых существ) и углекислый газ (для питания растений);- наличие воды;- наличие почвы. Строение Луны.Литосфера Луны. Луна - силикатный планетоид, спутник планеты Земля.
Кора толщиной 60 км на видимой и 100 км на обратной стороне Луны.Верхняя мантия толщиной до 250 км.
Средняя мантия на глубинах 300-800 км.
Нижняя мантия толщиной от 200 до 500 км.Металлическое (Fe, Fe-FeS) ядро диаметром до 320-420 километров.
Астеносфера (внутренняя мантия и ядро Луны) находятся в частично расплавленном состоянии при температуре до 1800 К.

Гидросфера – на поверхности Луны нет воды, т.к. она испаряется под воздействием солнечного света и затем рассеивается в космическом пространстве. Но под поверхностным слоем пород некоторых кратеров существуют немалые запасы льда.
 
Атмосфера – Крайне разреженная - в 1013 раз по сравнению с земной - газовая оболочка Луны состоит из атомов и ионов водорода, гелия, неона, аргона, натрия, калия и кислорода.

Физические характеристики Луны:
Температура на лунном экваторе колеблется от +1300 С в полдень до -1700 С ночью.Масса - 7,348× 1022 кг.
Экваториальный радиус: 1738,1 кмПолярный радиус: 1736,0 кмСинодический период: 29,53 дней (смена лунных фаз) Характеристика рельефа Луны.
 Площадь поверхности Луны -  37, 9 млн. км2.  Светлые области лунных "материков" занимают 60 % поверхности лунного диска. Древние материковые районы Луны сложены преимущественно светлыми горными породами - анортозитами, почти целиком состоящими из плагиоклазов с примесью пироксена, оливина, магнетита, титаномагнетита. Лунные горные хребты, названные по аналогии с земными Кавказом, Альпами, Карпатами и т. д. имеют средние высоты 6-7 км. Темные "моря" занимают 40 % поверхности Луны и представляют собой равнинные области, наполненные темным веществом - базальтами, сложенными в основном минералами плагиоклазами и моноклинными пироксенами (авгитами). Основной формой лунного рельефа являются кратеры. Только на видимом полушарии Луны насчитывается свыше 300000 кратеров диаметром свыше 1 км. Их кольцевые валы высотой до несколько километров окружают большие круглые впадины диаметром до 200 км. Всем крупным кратерам даны названия в честь ученых и выдающихся деятелей. Химический состав поверхности ЛуныОбразцы верхнего слоя лунного грунта - реголита, взятые космическими аппаратами и астронавтами, показали, что на поверхность Луны выходят магматические породы основного состава - базальты и анортозиты. Первые характерны для «морей», вторые - для «материков». По химическому составу лунные породы близки к земным и характеризуются следующими показателями (%): SiO2 - 49,1 - 46,1; MgO - 6,6-7,0; FeO - 12,1-2,5; А12О3 - 14,7-22,3; CaO -12,9- 18,3; Na2O - 0,6-0,7; ТiO2 - 3,5-0,1 (первые цифры для грунта лунных «морей», вторые - для материкового грунта)
Отличительные особенности Луны:- самая значимая особенность - многочисленные кратеры;
- наличие ровных поверхностей, которые называются моря.

III.             Домашнее задание. § 118 –пересказ, решить задачу:
Рассчитайте силу притяжения Луны к Земле и сравните ее с силой притяжения Луны к Земле и сравните ее с силой притяжения Луны к Солнцу. Проанализируйте полученный результат.



Урок 21.03.2020 №2

Тема: «Солнце»Цель: выяснить физическую природу Солнца; основные характеристики Солнца.I.                   Изучение нового материала
1.      Введение
Великие астрономы прошлого не раз задумывались, за счёт чего светят звёзды. За счёт чего, нагреваются до высоких температур недра, и миллионы лет испускается огромный световой поток? Вопрос исторически созрел, только после того как был открыт закон сохранения и превращения энергии. Было осознано, что  физические явления не происходят «задаром». Для каждого требуется свой источник энергии, и понять природу явления, значит найти его энергетический источник.
Наша задача на уроке изучить путь которым наука пришла к знанию того, что источник энергии звёзд термоядерная реакция, одна из разновидностей ядерных реакций и выяснить при каких условиях протекают термоядерные реакции на Солнце, отразить эволюционный путь Солнца и звёзд.      И так наше Солнце. Каковы его физические характеристики?Расстояние до Земли- 15000 мл. км.Тип звезды - жёлтая звездаВозраст- 4,7млр. летЭффективная температура- 6000КХимический состав:  70% всей массы- «Н»,  28% «Не». 2.      При изучении физики атомного ядра мы говорили о источнике энергии который использует человечество для развития цивилизации -ядерной энергии. Но наша Земля  существует  ,получая энергию Солнца. Что является источником энергии Солнца и звёзд?
Можно ли эту энергию использовать на Земле?Трудности осуществления термоядерного синтеза.
Трудности осуществления термоядерного синтеза таковы. Известно, что объединению положительно заряженных лёгких ядер препятствуют кулоновские силы отталкивания. Чтобы преодолеть это, нужно придать частицам в плазме огромные кинетические энергии путём разогрева плазмы до высокой температуры. При сближении на расстояние  10-14м ядра, вошедшие в сферу влияния ядерных сил, объединяются, образуя новое ядро, в результате чего высвобождается  огромная энергия.
            Где в недрах Солнца- звезды существуют условия для протекания термоядерных реакций?Основываясь на данных о массе, светимости, радиусе Солнца, физических законах можно получить данные о температуре, давлении, плотности, химическом составе на разных расстояниях от центра Солнца. Первые три параметра возрастают с глубиной, достигая максимального значения в центре Солнца. Содержание же водорода наибольшее в фотосфере и атмосфере Солнца.Рассмотрим строение Солнца:Зона ядерных реакцийЗона переноса лучистой энергииКонвективная зона.Термоядерные реакции происходят только в самом центре Солнца. Эта зона ядерных реакций простирается на 0,3 радиуса от центра. Значительная энергия передаётся  в зоне переноса лучистой энергии ( от 0,3 до 0,7 радиусов Солнца) от более низкого слоя к более высокому путём «просачивания» энергии излучения. Каждый последующий слой излучает  кванты меньшей энергии, чем предыдущий. Поэтому, вырабатываемые в центральной области Солнца гамма кванты ,превращаются  сначала в  кванты рентгеновского, ультрафиолетового а у поверхности видимого излучения. Примерно на расстоянии 0,3 радиуса Солнца от его поверхности основным процессом переноса энергии из глубин наружу становится, конвекция. Конвекционная зона простирается до верхних слоёв Солнца- фотосферы ,о чём свидетельствует грануляция фотосферы.Равновесие Солнца обеспечивается тем, что силы тяготения стремящиеся сжать газовый шар, уравновешиваются силами внутреннего  газового давления. Это позволяет оценить физические параметры зоны ядерных реакций.            Физические характеристики зоны ядерных реакций:
            Температура    Т=1,4*107К.            Давление          р=2*1016Па            Плотность          14000 кг/м3И так в зоне ядерных реакций Солнца созданы условия для протекания термоядерных реакций.В 1938 году Х.Бете  предложил два термоядерных цикла   протоно  - протонный и углеродно-азотный ,что объяснило природу источника энергии звёзд.Р-р цикл – основная ветвь состоит из трёх последовательных реакций: первая при столкновении двух протонов образование дейтрона 1Н2 .Она идёт с малой вероятностью и только благодаря огромному числу реакция осуществляется. Как только возникнет дейтрон вторая и третья реакции идут без затруднений ( за время 10с и 106)   Подводя итог, для чего надо избавиться от промежуточных частиц(1Н2 ,  2Не3) Получаем:          1Н-› 2Не4 + 2+1е + 2v + Q   (3), где энергия гамма кванта входит в Q ) Этот процесс как процесс (2),но исправленный на закон сохранения лептонного заряда- лептоны всегда рождаются парами (электрон-антинейтрино и позитрон-нейтрино). Масса нейтрино крайне мала 1МзВ/ с2 то Q не меняется. В физическом плане добавление нейтрино крайне важно- Солнце испускает не только видимое, но и нейтронное излучение.            Кроме основной ветви этой реакции ,есть две побочные в которых образуются изотопы лития(3/7), бериллия(4/8), бора (5/8)Углеродо-азотный цикл: происходит на ядрах углерода, азота, кислорода посредством реакции синтеза и радиоактивного распада. Ядро  6С12 является катализатором, которого начинается и заканчивается цикл.            Реакции углеродо-азотный цикла идут при более высоких температурах, чем реакции р-р цикла. Энергия Солнца на 95% вырабатывается за счёт р-р цикла и только 5% углеродо-азотный цикла. В более массивных звёздах ,таких как Сириус (голубой гигант) идёт на 100% за счёт углеродо-азотный цикла. 3.      Запишите термоядерные реакции, о которых вы сейчас прочитали. Подумайте, возможны ли такие реакции в действительности?
 II.                Закрепление материала
Ответьте на вопросы:1)      Что указывает на существование конвекции внутри солнца?
2)      Чему равен период солнечной активности и как она проявляется на Земле?
3)      За счет каких источников энергии излучает Солнце7 какие при этом происходят изменения с его веществом?
4)      Чем объясняется наблюдаемая на Солнце грануляция?
III.             Домашнее задание
Рассуждение на тему «Солнце и жизнь Земли»




Комментариев нет:

Отправить комментарий