Мировая художественная культура

Урок 25.05.2020

Контрольная работа

Тема: «Художественная культура конца XIX - ХХ века»

1. Представителем какого направления искусства 20 века является Сальвадор Дали?
А) Фовизм Б) Кубизм В) Сюрреализм Г) Абстракционизм

2. В последней трети XIX столетия возникает новое направление в живописи, которое характеризуется тем, что художник в своих работах стремится естественно изобразить мир в его подвижности и изменчивости. Выберите из предложенных ниже вариантов название этот направления:
а) сюрреализм б) импрессионизм в) экспрессионизм с) абстракционизм.

3. Кто из перечисленных мастеров начала ХХ века не является архитектором?
А) Антони Гауди Б) Виктор Орта В) Михаил Врубель Г) Эктор Гимар

4. Для этого стиля характерны простота и подчеркнутый утилитаризм архитектурных форм при полном отсутствии декора.
А) барокко Б) конструктивизм В) модерн

5. Кто является автором картины «Герника»?
 А) С.Дали Б) П.Пикассо В) А.Матисс Г) П.Гоген

6. Какой картины нет у художника К.Малевича?
А) «Красный квадрат»
Б) «Черный квадрат»
В) «Синий квадрат»
Г) «Белый квадрат»

7. А.Скрябин, Д. Шостакович, А. Прокофьев – это
А) музыканты Б) архитекторы В) художники

8. Кого считают основоположниками русского театрального искусства?
А) Е.Вахтангова и Р.Симонова Б) К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко В) Г.Товстоногова Г) В.Э.Мейерхольда и А.Я.Таирова

9. Кто снял первый игровой отечественный фильм?
А) С.М. Эйзенштейн; Б) А. О. Дранков; В) А. А. Хонжонков.

10. Что является главной особенностью джаза?
А) танцевальное сопровождение Б) импровизация В) вокальное сопровождение
 Г) декламация

11. Назовите выдающегося комика мирового экрана, короля немого кино.
А) И.Ильинский Б) Л.Утесов В) Ч.Чаплин Г) А.Вертинский

12. Проанализируйте по плану одно из произведений искусства  письменно:
А.Г.Эйфель «Трехсотметровая башня»
Клод Моне «Впечатление. Закат солнца»
Вера Мухина «Рабочий и колхозница»




Делаем фото  и отправляем мне на почту antropowa.oksana2016@yandex.ru



Урок 18.05.2020

Музыкальная культура России 20 века
 Музыка - искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства. Исполнение таких произведений на инструментах, а также само звучание этих произведений. (Словарь Ожегова).
В русской музыке начала ХХ столетия (10-20-е года) соединились разные стили и направления. В это время работали и композиторы, развивавшие традиции «Могучей кучки» и позднего романтизма, и молодые мастера, стремившиеся к созданию новых форм. В России были знакомы со всеми важнейшими явлениями западного искусства: на гастроли в различные города – Москву и Петербург приезжали известные композиторы, дирижёры и исполнители-виртуозы из разных стран. В свою очередь на Западе также возрос интерес к России, что позволяло русским музыкантам выступать за рубежом с концертами, ставить оперы и балеты в лучших европейских театрах.
После революционных событий 1917 года немало мастеров культуры эмигрировало. Но для тех, кто остался в России, на первых порах открылись новые возможности. До конца 20-х годов сохранялась насыщенная концертная жизнь. Многие композиторы стремились расширить число слушателей классической музыки, работали над произведениями, которые были бы, с одной стороны, доступны любому человеку, с другой – основаны на последних открытиях в музыкальном искусстве.
На рубеже 20-30-х годов ситуация начала резко меняться. Коммунистическая партия, пришедшая к власти в октябре 1917 года, стремилась контролировать не только экономику, политику и идеологию, но и культурную жизнь страны. Современную зарубежную музыку почти перестали исполнять, признаки новых западных направлений в сочинениях советских композиторов объявлялись «буржуазным формализмом» (формализм – это повышенное внимание к форме в ущерб к содержанию). Ситуация трагически обострилась после выхода постановления ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 года («Об опере В.И. Мурадели «Великая дружба»»), в котором «формалистами» были названы все крупные композиторы. Этот документ повлек за собою травлю мастеров в прессе.
Однако, не смотря на идеологический диктат, музыкальное искусство в 30-40-е года достигло высот мирового уровня. Композиторы, обвиненные официальной пропагандой в «формализме», создавали шедевры, не уступающие по глубине и значительности произведениям западных музыкантов. Сложились выдающие школы исполнителей (особенно среди пианистов, скрипачей и певцов).
С конца 50-х годов в советскую музыку пришел неофольклоризм, он перевернул сознание многих композиторов. В 30-40-е года народная музыка часто искажалась, обработки приближали ее к авторским массовым песням, отличившимся показной жизнерадостью. Изучение подлинных образцов показало, что русский фольклор пронзительно эмоционален и трагичен. Интонации народных песен придавали звучанию классических сочинений остроту и свежесть, а их содержанию – реалистичность. Влияние неофольклоризма чувствуется не только в произведениях русских композиторов, но и в музыке других народов, входивших в состав СССР (особенно Прибалтики и Закавказья).
В 60-790-е года в России сложился музыкальный авангард. Он возник позже, чем на Западе, поэтому методы и стили получив в готовом виде. Усилия композиторов были направлены не столько на звуковые эксперименты, на поиски нового образного содержания. Серьезное воздействие на авангардную музыку России оказали идеи европейского неоклассицизма, с которыми широкая публика познакомилась с опозданием. Большой популярностью в авангардных кругах в 70-80-е года стали пользоваться древнерусские распевы и григорианские хоралы.
В начале 20-х годов в России царствовал джаз. 70-90-е года – эпоха рок-музыки. В 90-е года в России появилась поп-музыка.
Подводя итоги: Несмотря на то, что музыкальное искусство было под натиском государства, все же было достижение высот. И поэтапно в России появилась рок-музыка и поп- музыка. Но, а так в России преобладал джаз, так как он был разрешен в России.
Джаз
Джаз - оригинальная импровизационная музыка с неровным ритмом и темпом, сочетающая в себе черты европейской и африканской традиций. (Словарь Ожегова).
Джазовая музыка, до того как стать обитательницей престижных ресторанов и элитарных клубов, появилась в беднейших городских районах, где проживали афроамериканцы.
В советский союз джаз пришел в начале 20-х годов. Первые джазовые концерты появились в Москве. В 1922 году был образован «Эксцентрический джаз-бенд» В.Я.Парнаха (1891-1951).
Вскоре джазовые оркестры появились и в Ленинграде (ныне Санкт - Петербург). Весной 1927 года в зале Академической капеллы состоялось дебютное выступление «Первого концертного джаз-бенда». Его организовал выпускник дирижерско-хорового факультета Ленинградской консерватории Леопольд Яковлевич Теплицкий (1890-1965). В качестве исполнителей он пригласил известных академических музыкантов. Программа состаяла из американских джазовых стандартов и обработок произведений классических композиторов: Н.А.Римского-Корсакова, Ш.Гуно, А.Г.Рубинштейна и Ф.Листа.
В 20-30-х годов немало для развития джаза в России сделал Георгий Владимирович Ландсберг (1904-1938). Инженер по образованию, он несколько лет работал в Чехословакии, где подружился с местными джазовыми музыкантами и даже играл на фортепьяно в одном из пражских ансамблей. Вернувшись в Ленинград, Ландсберг в 1929 году создал «Джаз-капеллу».
Одним из популярнейших исполнителей джаза стал Леонид Осипович Утесов (1895-1982).
В 1932 году композитор написал музыку для театрализованного спектакля «Музыкальный магазин». На его основе два года спустя режиссер Г.В.Александров снял одну из лучших советских комедий «Веселые ребята» с участием оркестра Утесова.
Заметную роль в становлении отечественного джаза в 30-е года сыграл Александр Владимирович Варламов (1904-1990) – один из первых советских профессиональных композиторов, работавших в этом виде музыкального искусства. В 1993 году он организовал небольшой ансамбль, который исполнял в основном танго.
Патриархом отечественного джаза по праву считают Олега Леонидовича Лундстрема (родился в 1916). Вот уже свыше шести десятилетий он возглавлял один из ведущих биг-бендов России. Лундстрем родился в Чите, затем жил в Китае (1921-1947). Свой коллектив он сформировал в Харбине (1934). В Россию музыкант вернулся в 1947 году. Коллектив Лундстрема стал своеобразной школой джаза, где молодые исполнители перенимают опыт более опытных артистов.
В начале 60-х годов отечественные исполнители джаза начали выезжать за границу. Одной из первых в 1962 году отправилась в Варшаву группа во главе с пианистом Вадимом Сакуном.
Один из наиболее популярных больших джазовых оркестров 60-х годов – ленинградский коллектив Иосифа Владимировича Вайнштейна (1918-2001). В него вошли ведущие джазовые инструменталисты Ленинграда.
В последние годы интерес к джазовой музыке в России растет; можно сказать, что джаз сейчас в моде.
Подводя итоги: Благодарю тому, что джаз был не под запретом, поэтому он развивался и делал успехи, принося России статус развивающейся страны.
Поп - музыка
Поп-музыка - (англ. pop music, от popular music - популярная, общедоступная музыка), понятие, охватывающее разные стили и жанры развлекательной эстрадной музыки. Это музыка, которая захватывает большой спектр молодежи, а также людей пожилого возраста. Она для широкого круга слушателей.
Современная российская поп-музыка начала складываться в 90-х годах, на заре становления отечественного шоу-бизнеза.
Первоходцами в области массовой поп - культуры считают группы «Ласковый май» и «Мираж», которые тиражировали примитивную электронную музыку. Творчество этих коллективов имело необычайный успех. Группа «Мираж» дала отечественной поп – музыке плеяду певиц: Наталья Гулькина, Наталья Ветлицкая, Ирина Салтыкова, Татьяна Овсиенко в разное время пели в «Мираже». Примерно в это же время появились такие исполнители, как Олег Газманов и группа «Любэ». Они эксплуатируют в своем творчестве новые для российской аудитории темы казачества и просторечно-жаргонное обращение к слушателю.
С возникновением в России музыкальных каналов телевидения и прессы, публикующей списки популярности, попасть в звезды отечественной поп-музыки стало проще.
Расцвет отечественного шоу-бизнеза был обусловлен появлением в стране новой профессии – продюсера. Именно продюсер определяет репертуар артиста, его облик, рекламную стратегию продвижения музыкального продукта на рынке. Наиболее известные российские продюсеры – Барии Алибасов, Игорь Матвиенко, Александор Шульгин, Игорь Крутой.
Наряду с новыми исполнителями удерживают свои позиции и мэтры советской эстрады. Творчество Аллы Пугачевой пользуется неизменным успехом. Она также внесла неоценимый вклад в развитие отечественной популярной и рок-музыки.
Новое явление для отечественной поп-музыки – мюзиклы. В 2000 году на сцене Московского театра оппереты был поставлен бродвейский мюзикл «Метро» (музыка Януша Стоклоса; русская версия Юрия Ряшенцева и Галины Полиди).
На становление отечественной поп-музыки большое влияние оказала западная культура, европейская и американская. И это не случайно, ведь поп-музыка как явление сложилась на Западе.
Подводя итоги: Поп-музыка была принята в России и получила широкое распространение среди масс. Она не имела особых препятствий для своего развития.


Рок-музыка
Рок - обычно эксцентрическая эстрадная музыка, насыщенная социально-драматической экспрессией, исполняемая в быстрых ритмах, чаще на электронных инструментах, с участием голоса (голосов).
В 1922-1991 годах Россия входила в состав СССР. Фактически страной руководила Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), а выборы в государственные органы проводились для придания этой власти законности. Государства с иным общественным строем - капиталистическим - считалось враждебным для Советского Союза. Современную культуру западных стран: изобразительное искусство и архитектуру, литературу и музыку - коммунистическая пропаганда оценивала как чуждые явления советскому человеку.
На музыкальной эстраде страны были представлены военные песни, романсы, джаз и так называемая советская песня. Советская песня рассказывала, как правило, о счастливой, радостной жизни советского человека. Исключения составляли песни о неразделенно любви, где допускались легкая печаль в музыке и текстах. А на рок- и поп-музыку был наложен запрет.
Однако, если явление культуры достойно интереса, она преодолеет любые барьеры. Вначале джаз, а затем рок- и поп-музыка, проникли в СССР в виде записей на пластинках.
Первые рок-музыканты появились в Советском Союзе в 60-е года. Точнее, это были исполнители рок-н-ролл.
Главным толчком, после которого развитие отечественной рок-музыки уже невозможно было сдержать, стало появление пластинок британской группы «Битлз».
Творчество первых российских групп не выходило за рамки старательного копирования западных образцов, в основном песен «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Однако постепенно пришло понимание, то необходимо иметь собственный репертуар. Одним из первых понял необходимость создания русскоязычного репертуара Александр Градский. Его сочинения озвучила группа «Скоморохи», образованная в марте 1966 года.
Практически с самого начала деятельности российских рок-музыкантов возникли неофициальные структуры, которые занимались организацией концертов. Эта деятельность была противозаконной и могла повлечь за собой уголовное преследование. Официально эти коллективы считались не профессиональными, а любительскими.
Интерес к западной и отечественной рок-музыке не осталось не замеченным комсомольскими организациями, призванными отвечать за моральный облик молодежи, и Министерством культуры.
Желая отвлечь молодежь от рока, власти предприняли попытку создать официальные музыкальные группы. Термин «рок» воспринимался руководящими органами со знаком минус, и вновь образованные коллективы получили наименование вокально-инструментальные ансамбли.
В начале 70-х годов российские рок-группы накопили достаточный опыт, чтобы появился отечественный арт-рок. Ярчайший представитель этого направления в наше стране – московская группа «Високосное лето».
Своему быстрому успеху и повсеместному распространению в начале 80-х годов ленинградский рок во многом обязан Андрею Тропилло.
В первой половине 80-х годов ситуация с рок-музыкой в Советском Союзе была двоякой. С одной стороны, могло показаться, что эта музыка уже разрешена. Некоторые группы легально выступали, гастролировали, полуили официальный статус.
С другой стороны, партийных идеологов и чиновников от культуры подобное положение абсолютно не устраивало. Они пытались повернуть вспять процесс легализации рок-музыки.
Годы поле распада Советского Союза принесли много нового – и положительного, и отрицательного – в мир отечественного рока.
С одной стороны, повысился технический уровень исполнителей. Исчезли запреты на острые тексты, на темы, связанные с общественными конфликтами. На первый план вышли личные переживания: психология отдельного человека – вместо проблем всего общества.
С другой стороны, прошла эпоха «бескомпромиссного рока» - времени, когда рок-музыка была вселенной для молодежи, их способом жизни и их надеждой.
В отечественном роке содержанию песен и качеству текстов придают большое значение, чем в западном. Скорее всего, это связано с особой ролью литературы, в частности поэзии, в жизни России. Кроме того, менталитет россиян предрасполагает к философскому восприятию окружающего мира и к чувственному восприятию Идеи и Слова.
Подводя итоги: Рок-музыка носила своеобразный характер. Она контролировалась правительством, и какое-то время была подпольной. Но не смотря на все это, она получила свободу.

 Задание: написать доклад
Темы докладов: Жизнь и творчество Сергея Прокофьева
 Жизнь и творчество Булата Окуджавы
 Жизнь и творчество Владимира Высоцкого
 Эстрадная музыка современной России




Делаем фото  и отправляем мне на почту antropowa.oksana2016@yandex.ru

Урок 11.05.2020


Урок 27.04.2020

Театральная культура 20 века
Вторая половина XIX века - расцвет русского театра. В это время труппы появляются во всех российских городах.
Два великих события в театральной жизни знаменуют собой конец 19 века – рождение драматургии Антона Павловича Чехова и создание Художественного театра.  Таким образом, на рубеже ХIХ-ХХ веков сложился новый вид театра - режиссерский. Основы его были заложены К. Станиславским и Немировичем - Данченко.

·        Как же все начиналось? 
Представьте, жили-были в конце XIX века два завзятых театрала: Станиславский и Немирович-Данченко. Многое, очень многое не нравилось им в театре того времени: грубо покрашенная марля вместо декораций; яркие тряпки вместо костюмов; вечно пьяные актёры, которые ютились в крохотных гримёрках, получали гроши и держали их за скотину.
 Спектакли никогда не начинались вовремя, потому что публика долго не собиралась, ибо знала, что вовремя всё равно не начнут. Весь спектакль в зал подходили опоздавшие купцы, пробирались на свои места, топча ноги.
Но больше всего возмущала игра актёров, которые, стоя у рампы, завывали текст, воздевали руки и всё время вострили ухо к будке суфлёра… Никакой жизненной правды.
«Э-э-э» — сказали Константин Сергеевич с Владимиром Ивановичем и сели в ресторане «Славянский базар» пообедать. Этот исторический обед продолжался 18 часов.
 С деньгами помог фабрикант Савва Морозов.
И вскоре новый театр, названный «Художественным», начал представлять свои первые спектакли. Публика была потрясена многими, совершенно невиданными вещами. Самый настоящий шок вызвало то, что спектакли начинались секунду в секунду, а после третьего звонка в зал никого не пускали... И уже через несколько дней можно было видеть, как неслись по лужам к театру зрители, боясь опоздать. Занавес не поднимался, а раздёргивался… Актёры почувствовали к себе настоящее, человеческое отношение: светлые гримёрки, достойная зарплата, обращение на «вы»…
Но и требования к ним предъявлялись суровые, если не сказать жестокие. Представляете — в Художественном театре нельзя было опаздывать на репетиции и не знать текста… Но это ещё что — актёры сначала не поверили своим ушам, когда Станиславский потребовал, чтобы те на репетициях и на спектаклях были… трезвые. Каково? Я же говорю, настоящая театральная революция.
Но главным новаторством был подход к постановке спектаклей и работе актеров над ролями. Со сцены Художественного театра на зрителей дохнула Жизнь. Декорации и костюмы были подробными и практически настоящими. Над озером стояла луна, на лугу трещали цикады, а в камине горел настоящий огонь…
Станиславский и Немирович – Данченко создали систему сценического искусства.
·        Что же означает термин «система»? 
 А вот какое толкование этого слова дается в толковом словаре русского языка под редакцией академика Н.Ю.Шведовой:
Система -
1.    Определенный порядок в расположении и связи действий.
2.    Форма организации чего – нибудь.
3.    Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
4.    Общественный строй, форма общественного устройства.
·        Что же представляет собой Система Станиславского?
Система Станиславского — теория сценического искусства, метода актёрской техники. В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли. Система определяет пути перевоплощения актёра в образ.
Целью является достижение полной психологической достоверности актёрских работ.
В основе системы лежит разделение актёрской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание.
Ремесло по Станиславскому основано на пользовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр.
Искусство представления основано на том, что в процессе длительных репетиций актёр испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актёр эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли.
Искусство переживания — актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене.

 А сейчас я предлагаю обратиться к эпиграфу.
Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров!!!
Это слова К. Станиславского - гениального художника, учителя, творческое наследие которого оплодотворяет наше российское искусство - передовое искусство мира. 

Творческое задание: напишите, согласны ли вы с этим высказыванием. (Письменный обоснованный ответ на вопрос)


Делаем фото  и отправляем мне на почту antropowa.oksana2016@yandex.ru
или https://vk.com/id594016941

Урок 20.04.2020

Архитектура XX века


Архитектура 20 века – явление уникальное в истории мирового зодчества, которое поражает своей непохожестью на все предыдущие стили. В начале века родилось новое течение  под названием  «конструктивизм».
  • Конструктивизм - (франц. constructivisme от лат. constructio – построение). Конструирование – один из приемов формообразования, основанный на точных расчетах физических свойств материалов и функций объекта.
Главными объектами архитектурной мысли стали функциональные сооружения нового типа: вокзалы, фабрики, заводы, мосты, общественные учреждения и, конечно, жилище человека.
Новые идеи и принципы конструктивизма гласили:
  • Архитектура должна быть легкой и давать ощущение парения;
  • Архитектура должна подчинять себе огромные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты;
  • Благодаря новым материалам и технологиям архитектура должна научиться оперировать целостными пространствами огромных размеров.
Выдающимся архитектором конструктивизма и создателей этого «всемирного стиля»  является Шарль Эдуар Ле Корбузье.  
 Ле Корбюзье ( настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере-Гри, 1887 – 1965 гг) — французский архитектор швейцарского происхождения, пионер модернизма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер.
Свой первый архитектурный проект Ле Корбюзье предпринял в неполных 18 лет. Это был жилой дом для гравёра Луи Фалле (дом Фалле), члена совета Школы искусств. Когда строительство было закончено, на заработанные деньги Ле Корбюзье совершил свою первую образовательную поездку — по Италии и странам Австро-Венгрии.
Около полугода Ле Корбюзье находился в Вене, где был занят новыми двумя проектами жилых домов, изучал архитектуру, встречался с художниками и архитекторами этого города, в частности с очень популярным тогда Йозефом Гофманом. Путешествие завершилось в Париже, где Ле Корбюзье провел более двух лет, работая стажером-чертежником в бюро архитекторов. Позже с целью самообразования Ле Корбюзье предпринял ещё одно путешествие, на Восток (1911) — по Греции, Балканам и Малой Азии, где он имел возможность изучать древние памятники, фольклор и традиционное народное строительство Средиземноморья. Эти путешествия стали его университетами и во многом сформировали его взгляды на искусство и архитектуру. В 1928—1930 гг. Ле Корбюзье совершил три поездки в Россию, найдя здесь единомышленников. Он победил в конкурсе и получил заказ на проектирование здания Центросоюза (Центрального союза потребительских обществ СССР). Это был его первый реализованный проект большого общественного сооружения. После войны каждая возведённая постройка Ле Корбюзье становилась художественным открытием.
Ле Корбюзье сформулировал свои  знаменитые «пять пунктов» архитектуры Ле Корбюзье:
1. Дом устанавливается на опорах, а под ним продолжается зелёная зона.
2. Свободная планировка: при необходимости внутренние перегородки помещения можно располагать по-разному.
3. Ненесущая фасадная стена; оформление фасада в зависимости от гибкой планировки.
4. Оконные проёмы сливаются в единое ленточное окно. Такие окна не только дают лучшее освещение, но и формируют особый геометрический рисунок фасада.
5. Плоская крыша-терраса с садом должна возвращать городу ту зелень, которую отбирает объём здания.
Знаменитую виллу «Савой» в Пуасси (Франция) отличают совершенство форм и четкость пропорций, органичное единство с природой, возможность полного уединения для человека. Большой вклад Ле Корбузье внес в разработку теории жилища для человека. Он призывал к тому, чтобы структура здания разрабатывалась так же последовательно и логично, как осуществляется конструирование машин. Он говорил, что «на самолет нельзя смотреть как на птицу или стрекозу, в нем надо видеть машину для полета». Так и дом – жилище человека – это «машина для жилья».
Жилой дом в Марселе – своеобразная модель идеального жилища для человека. Этот дом рассчитан на 350 семей (примерно 1600 человек). Дом поднят на высокие столбы-опоры, он включает 337 двухэтажных квартир, магазины, отели, сад на крыше, спортзал, беговую дорожку, бассейн, детский сад, т.е, все, что необходимо человеку для благоустроенной жизни.
 Деятельность Ле Корбюзье занимает исключительное место в развитии архитектуры XX столетия. О нём спорили при жизни и после смерти. Его называли самым великим и самым нелюбимым зодчим века. И он с горечью и достоинством признавал за своим искусством способность вызывать «в одних случаях гнев, в других — энтузиазм». Зодчий, живописец, скульптор, дизайнер, блестящий публицист и теоретик, он смотрел на современность словно из будущего.
В Советском Союзе развитие конструктивизма имело важное значение не только для архитектуры, но и для всех видов искусства. Оригинальные архитектурные проекты братьев Весниных, М.Я.Гинсбурга, И.И.Леонидова, К.С.Мельникова были осуществлены в крупнейших городах России.
Существенный вклад в развитие отечественной архитектуры внес Владимир Евграфович Татлин – основоположник советского художественного конструктивизма, живописец и сценограф (1885-1953), художник-авангардист, человек оригинального склада ума.  
         1919-1920 г - Его главным творением стал архитектурный проект – модель памятника Октябрьской революции, или башни третьего Интернационала. Это грандиозное сооружение высотой 400 м, в полтора раза превышающее Эйфелеву башню, было задумано как пропагандистский центр мировой революции. Она состояла из диагональной мачты, двух закрученных и устремленных вверх стальных спиралей, скрепленных ажурной металлической решеткой. Внутри каркасной структуры должны были находиться стеклянные помещения в виде подвешенных объемов куба, пирамиды, цилиндра и полусферы. Также башня замысливалась как кинетическое сооружение (с греч кинетикос означает приводящий в движение), каждое из помещений должно было вращаться вокруг наклонной оси с разной скоростью. В отличие от Вавилонской башни, ставшей символом человеческой гордости и тщеславия, а также причиной разъединения людей, башня Татлина должна была воплотить заветную мечту о братском единении народов всех наций.
        В реальной жизни В.Е.Татлин не мог воплотить свой грандиозный замысел: в нищей и разоренной стране не было ни средств, ни материалов, ни промышленных возможностей  для ее возведения. С большим трудом нашли рейки и бумагу для макета. В настоящее время ее внешний облик известен по фотографиям и нескольким реконструкциям. Башня Татлина До сих пор поражает смелостью и оригинальностью художественного решения, стимулирует творческую мысль современных архитекторов.
Ведущие архитекторы 20 века были незаурядными мыслителями.  Райт - крупнейший архитектор в истории США. За более чем семьдесят лет своего творческого пути он сделал для развития современной архитектуры больше, чем любой другой мастер в странах Запада. Райт выдвинул принцип архитектуры органичной - то есть являющейся  частью среды, окружающей человека.  По проектам Райта возведено множество самых разнообразных построек. Но главная тема его творчества — жилье, а точнее, одноквартирные жилые дома-особняки.
За первое десятилетие века Райт построил более ста домов, но на развитие американской архитектуры они в то время не оказали заметного влияния. А вот в Европе Райта скоро оценили, и он был признан поколением архитекторов, относящихся к современному направлению в архитектуре.  Как неоднократно писал Райт, Соединенные Штаты испытывают нужду в жилье. В связи с этим он отмечал: «Обеспечение недорогой жилой площадью является сейчас кричащей необходимостью...  Я чувствую, что это — наш самый важный участок, и он был предан забвению нашими архитекторами. . .». «Недорогое жилье крупнейшая архитектурная проблема Америки. Что касается меня, то ради благополучия родины и собственного удовлетворения я охотнее решал бы ее, чем строил что бы то ни было.. .».    Райт — один из первых, кто ввел в архитектуру обильное остекление. Он говорил: «Свет придает красоту зданиям».  В 30-е годы Райт вводит следующее решение: стены, обращенные к улице и на север, — глухие, лишь с узкой полосой остекления под потолком, а стены, обращенные к саду, к внутреннему двору, на юг, — сплошь стеклянные от пола до потолка.  Райт строил не только богатые виллы, но и особняки для среднего американца — главным образом для состоятельной интеллигенции. Эти сравнительно простые по композиции и относительно недорогие дома он называл «жильем для Америки».
Вилла Эдгара Кауфмана стала подлинным шедевром архитектора.
«Над водопадом», «У водопада» — загородная вилла, построенная в лесу, на берегу ручья.  
Грубая кладка стен из колотого камня естественным образом продолжала скалы, сливаясь с небольшим водопадом, могучими деревьями и лесным ручьем. Железобетонные балки, закрепленные в скале, поддерживали сложную систему нависавших террас. Лестница в центре дома спускалась прямо к водопаду. Таким образом, у обитателей этого уникального жилища появилась реальная возможность жить внутри замечательного пейзажа, а не только любоваться им со стороны. Архитектура этого сооружения в прямом смысле слова «растворилась» в природе. Воплощение этой идеи потребовало настоящего чудо инженерной изобретательности.
           Оскар Нимейер – величайший бразильский архитектор, он создал уникальный стиль, соединивший в себе национальные черты бразильской и общемировой культуры, ученик Ле Корбюзье.  За 70 лет архитектурного творчества по проектам Нимейера построено более 400 зданий в 18 странах. Он создал блестящие архитектурные ансамбли, которые поражают передовыми инженерными технологиями т оригинальностью идей.  В мире Оскар Нимейер оставил след в 18 странах, в основном в период с 1964 по 1985 годы, когда жил и работал в эмиграции, отказавшись сотрудничать с правыми военными, правившими Бразилией в тот период. На родине бывал редко, хотя вернуться ему никто не запрещал – сами военные от Оскара Нимейера и его искусства не отказывались. Здания по намеченным им проектам в Бразилии возводились еще долгие годы, а некоторые строятся и теперь, например, законченная в столице в 2006 году Национальная библиотека, которую Нимейер придумал еще за 48 лет до этого.
          Творчество Оскара Нимейера – целая эпоха в мировой архитектуре. Его имя связывают, прежде всего, со строительством в 1956-х-1960-х годах столицы Бразилии города Бразилиа. Бразилиа был построен за четыре года — с 1956 по 1960 год;  Нимейер отвечал за застройку и сам проектировал часть строений — среди них были резиденция президента, здание Национального конгресса и удивительный Кафедральный собор.  Буквально на пустом месте был создан один из самых необычных городов планеты, имеющий в настоящее время статус объекта Всемироного наследия ЮНЕСКО.
 В середине 50-х Кубичек стал президентом Бразилии и предложил уже маститому Нимейеру проект, о котором мечтает любой архитектор, — сделать новый город, новую столицу страны.
Бразилиа был построен за четыре года — с 1956 по 1960 год; конкурс на генплан выиграл Лусио Коста, а Нимейер отвечал за застройку и сам проектировал часть строений — среди них были резиденция президента, здание Национального конгресса и удивительный Кафедральный собор.
  Буквально на пустом месте был создан один из самых необычных городов планеты, имеющий в настоящее время статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Кафедральный собор – это здание взметнулось вверх огромным  стеклянным конусом. Внешне собор удивительно прост, но в тоже время он производит незабываемое впечатление. Над землей возвышаются, подобно гигантской короне, 16 белых стреловидных колонн, каждая из которых в виде стройной параболической кривой отходит от маленькой крыши. 90-тонные опоры сужаются к земле, что придает всей конструкции необычайно легкий и изящный вид. До своего 105-летия Нимейер не дожил 9 дней.  Умер 6 декабря 2012  года на 105 году жизни.

Практическая  работа  «Анализ произведения архитектуры»



ПЛАН  АНАЛИЗА  ПРОИЗВЕДЕНИЯ  АРХИТЕКТУРЫ
1.    Название.
2.    Месторасположение.
3.    Архитектор(ы).
4.    Назначение задания:
1.    культовое;
2.    светское:
·        жилище,
·        общественное сооружение.
5.    Из чего построено. Если возможно, указать причину выбора именно этого материала.
6.    Конструктивные особенности, по которым можно определить стиль (или использованные архитектурные детали, план, размеры и т.п.).
7.    Вывод о типе задания, архитектурном стиле или принадлежности к какой-либо цивилизации.
8.    Ваше отношение к произведению архитектуры. Обосновать свое мнение.


                                                                            ОБРАЗЕЦ
1.    Пирамида Джосера.
2.    Египет, Саккара.
3.    Архитектор Имхотеп.
4.    Культовое здание – гробница.
5.    Построение из камня.
6.    Форма ступенчатой пирамиды с комнатой-усыпальницей. Высота 60 м, длина стороны 120 м.
7.    Архитектурного стиля нет, сооружение относится к цивилизации Древнего Египта.
8.    Это произведение архитектуры  мне нравится (не нравится), потому что



Делаем фото  и отправляем мне на почту antropowa.oksana2016@yandex.ru 

Урок 13.04.2020

Русское изобразительное искусство 20 века
Это время принято считать вершиной русской живописи и привнесения в нее реализма. Особое влияние на художественное искусство оказали социальные явления и революции в стране. В живописи уже было наличие цензуры и критики. На творчество живописцев наложен существенный отпечаток властью того времени. Практически  каждый отечественный художник обязан был написать хотя бы одну картину, посвященную новой политике и новому социальному строю.

 Основные направления русской живописи ХХ века

В период 20 века знаменовал окончание русского реализма в живописи и начало советского или социалистического. Особенным считается время Великой войны, которое отличалось единым движением партии и народа. Военные картины произвели фурор и актуальны в настоящий период. Менее всего коснулось социалистическое течение пейзажного жанра.

Русский авангард

Слово «авангард» означает новаторство, передовое движение. Отечественный авангард  сочетает в себе радикальные течения живописи. Сначала его называли модернизмом, новым искусством, абстракционизмом и другими названиями. Первые проблески в направлении появились в предвоенные годы. В русском авангарде сочетаются такие моменты, как абсолютный отказ от прошлого в культуре и объединение процессов разрушения и созидания. В живописи находится место одновременно для агрессии, стремлении уничтожить старые художественные ценности и создании чего-то совершенно иного.
В этом направлении в первую очередь стоит выделить Василия Кандинского, который написал картины «Пестрая жизнь», «Песня Волги», «Белый овал», «Москва. Красная площадь». К авангардистам относят также Казимира Малевича, который является представителем суперматизма, одного из течений авангарда. Это течение характеризует завершающую стадию искусства, отсутствие предметов. О нем впервые начали говорить после появления полотен с геометрическими абстракциями.

Социалистический реализм

После того как состоялась революция и произошло множество потрясений и перемен, в изобразительном искусстве начался новый период и новое направление. Оно соответствовало тому времени и называлось социалистическим реализмом. Этого требовала власть  и народ. Социалистический реализм отличался  наличием героизма, выраженных лидеров, народа, событийностью, правдой партии , а не видением самого художника. Тоталитарное общество изменило русскую живопись до неузнаваемости. Она состояла в основном из картин, посвященных историческим событиям того времени, героям и лидерам государства, а также будням простого труженика.
Многие называли это «суровым стилем», ведь в нем отсутствовали иллюзии, домыслы, детская беззаботность. На полотнах отображалась только беспощадная правда. Героизм того времени заключался во внутреннем напряжении и усилиях лидера. В социалистическом реализме труд являлся призванием, а герои  - первооткрыватели и строители. В конце века вместе с крахом советской культуры, приходит новое направление в русской живописи.

Постмодернизм

 Новое направление в русской живописи пришло на смену модернизму, который в обществе был не совсем понятным. Постмодернизм характеризуется фотографичностью изображений. Живопись максимально походит на оригинальный вид. Стиль отличается типологическими чертами. В первую очередь, готовой формой. Живописцы используют классические образы, но интерпретируют их по-новому, придают эксклюзивности. Очень часто представители постмодернизма соединяют формы из нескольких направлений, придавая легкой иронии изображению и некой вторичности.
Еще одной особенностью направления является отсутствие правил. В постмодернизме художник полностью распоряжается выбором форм и манер изображения своей картины. Некая свобода придала свежего дыхания искусству в целом. Появились художественные инсталляции и перфомансы. Постмодернизм в живописи также характеризуется отсутствием четких техник и всеобщей мировой популярностью. Расцвет этого направления пришелся на 90-тые годы 20 века. Наиболее яркими представителями его считаются таких художники: А. Менус, М. Ткачев, С. Носова, Д. Дудник.
ХХ век  - период перемен и потрясений. Одно направление плавно сменяло другое. Начало представляло собой поиск иных форм, иных идей и замыслов. Расцвет авангардизма сменился приходом социалистического реализма, где власть создавала жесткие рамки русской живописи. И даже в это время было написано немало шедевральных полотен. Последним течением завершающегося столетия был постмодернизм, представляющий собой нечто совершенно не похожее на другие стили. В нем нет рамок, нет правил и предрассудков, только свобода творчества и мышления.
Практическая работа


 Рисунок (техника за выбором) на тему: «Двадцать лет спустя» Каждый из вас должен в своей работе передать свое воображение, настроение, свою мечту, что он хотел рассказать в своем произведении. Пройдет время, 20 лет спустя, немного и немало, каждый из вас уже выберет свой жизненный путь: приобретет профессию, построит семью. У вас обязательно будет встреча, где вам захочется поделиться своими радостями, достижениями, что изменилось в вашей жизни за этот промежуток времени. И вот тогда вы сможете сравнить свою мечту с реальной жизнь: все ли сбылось так, как планировали, какие изменения произошли не только в личной жизни, но и везде, в обществе, в мире.

Найти изопроизведения 20 века и написать письмо художнику, произведение которого больше всего вам понравилось.

Делаем фото  и отправляем мне на почту antropowa.oksana2016@yandex.ru

Урок 06.04.2020

Тема: "Художественные течения модернизма в живописи"
Модернизм появился в западной культуре в конце XIX века и получил свое развитие в начале следующего столетия. Этот период вошел в историю искусства и, в частности, живописи как чрезвычайно плодотворный и наполненный новыми открытиями, хотя в сознании современников он ассоциировался с упадком. Модернизм эволюционировал на волне отрицания классического наследия и невероятно расширил и обогатил художественный язык живописи.
Модернизм стал прямым отражением социальных процессов, проходящих в обществе. Темпы жизни ускорялись, прежние идеалы стремительно устаревали, а новые только создавались. Художников преследовали ощущение пустоты и чувство тревоги, и спасение они искали в разрушении существующих устоев и традиций, навязанных классическими формами искусства.
Что такое модернизм, характерные черты и особенности стиляМодернизм характеризуется отказом от реализма в пользу чувственного восприятия и передачи внутреннего мира живописца. Провозглашалась абсолютная свобода художника в творчестве, которое не должно быть связано рамками реального мира. На смену выверенным веками приемам пришел эксперимент.
Главной ценностью считалось самовыражение, которое стало философией модернизма. Адепты новых течений считали, что искусство прошлого с его ограниченностью и рационализмом ведут живопись в тупик, и только абсолютно новаторские и порой абсурдные приемы способны вдохнуть новую жизнь в творчество.
Модернизм — это совокупность множества направлений, получивших свое развитие в первой половине XX века, в их число входят:
  • фовизм;
  • кубизм;
  • сюрреализм;
  • футуризм;
  • абстракционизм;
  • экспрессионизм.
Живопись модернистов объединяла общая черта — художники по-новому подавали привычные образы, что выражалось в нестандартных формах, линейной композиции, сложном ритме и неожиданных цветовых сочетаниях.
Направления в модернизме, известные художники-модернистыИскусствоведы спорят о точном времени зарождения стиля. В череду событий, которые можно назвать точкой отсчета для развития модернизма, входит «Салон отверженных», работавший в Париже с 1863 года. В экспозицию принимали работы, отвергнутые жюри официального салона. Публика ходила на выставку посмеяться над необычными картинами художников. В частности, жесткой критике была подвергнута работа Эдуарда Мане (Edouard Manet) «Завтрак на траве».Первым течением в модернистском искусстве в начале XX века стал фовизм. Термин был впервые употреблен французской критикой в отношении творчества группы молодых художников, куда входили:
  • Анри Матисс (Henri Matisse);
  • Альбер Марке (Albert Marquet);
  • Жорж Руо (Georges Rouault).
Живописцы не пропагандировали определенную эстетическую программу, но формально выступали против методов и приемов импрессионистов, что выражалось в примитивизме форм, остроте композиционных решений, стремлении к яркому цвету, пренебрежении линейной перспективой.
Кубизм возник чуть позднее фовизма, его основоположниками считаются Жорж Брак (Georges Braque) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Художники взяли за основу постулат Сезанна о том, что в основе любого предмета лежат геометрические формы и развили его в своем творчестве. Картины кубистов представляют собой фантастическую реальность, созданную воображением художника. Вещи предстают в виде комбинаций отдельных частей, а плоскости сдвигаются. Главным критерием оценки произведений для кубистов было геометрическое совершенство изображения.
Первые работы футуристов появились в 1909 году. Художники противопоставляли технику и человека и стремились передать в своих произведениях переполненность сознания современников впечатлениями. Главным героем произведений стало время, его стремительный ритм они передавали через раздробленность зрительного образа, хаотичный ритм и многократное повторение движений тел и предметов. К футуризму примкнули многие заметные художники Италии:
  • Луиджи Руссоло (Luigi Russolo);
  • Умберто Боччони (Umberto Boccioni).
Сюрреализм главным в искусстве провозгласил бессознательное начало и поставил своей целью пробудить ассоциативное мышление зрителей. Течение зародилось во Франции в 1920-е годы и развивалось в двух направлениях. Одни живописцы создавали шедевры с абстрактными образами и произвольными формами — таковы работы Андре Массона (Andre Masson), Макса Эрнста (Max Ernst), Хоана Миро (Joan Miro).
Другая группа сюрреалистов во главе с Сальвадором Дали (Salvador Dali) сосредоточилась на тщательном воспроизведении образов, возникающих в подсознании. Картины мастеров отличает точность изображения, скрупулезная прорисовка деталей и выверенная перспектива, характерная для академической живописи. Лейтмотивом творчества Дали стала фантастика абсурда с парадоксальными сочетаниями форм и зрительной неустойчивостью объектов.
Абстракционизм получил свое развитие после 1910 года. Гийом Аполлинер (Guillaume Apollinaire) назвал его «искусством, не имеющим более никакого внешнего сюжета, а только сюжет внутренний». Основоположником направления стал Василий Кандинский, работы которого в этот период окончательно утратили связь с реальным миром, но при этом чрезвычайно содержательны, эмоциональны и проникнуты динамикой настоящей жизни.
Ярким представителем рационального направления беспредметной живописи стал Казимир Малевич, который в своих композициях стремился создать мир холодной гармонии, воплощенный в геометрических формах. Чистейшей формулой живописной абстракции стала его работа «Черный квадрат», где художнику удалось передать саму суть пространства, лишенного масштаба и протяженности.Начало течению экспрессионистов было положено немецкими художниками в первой четверти XX века. Первые представители направления — Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner), Эрих Хеккель (Erich Heckel), Отто Мюллер (Otto Mueller) — входили в группу «Мост», созданную в 1905 году в Дрездене. Целью живописцев стал поиск начала, объединяющего духовную и общественную жизнь. Эмоциональное состояние творцов находило свое отражение в импровизации, искажении реальных пропорций. Основным способом передачи пространства в картинах экспрессионистов стал цвет.
Разгоревшиеся военные конфликты в Европе конца 1930-х годов замедлили развитие модернистского искусства и прервали связь национальных школ живописи. Многие начинания художников первой половины двадцатого столетия остановились, едва начавшись. Модернизм оказал колоссальное влияние на эволюцию искусства, а творчество мастеров той эпохи вызывает неподдельное восхищение у современного зрителя.  Практическая работа1.    Заполнить таблицу, опираясь на конспект
Направление
Определение.    Основные черты.
Художник и его произведения.
Особенности художественного
произведения
фовизм
Фовизм          "Дикие" От фр.Fauve - дикий
Фовизм - направление во французской живописи начала 20 века, для которого характерны:
- предельно интенсивное звучание открытых цветов;
- сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Особенность художественного метода-цвет.


кубизм
Кубизм                           фр.Cubisme           От фр.Сube - куб
Кубизм - авангардистское направление в изобразительном искусстве первой четверти 20 века, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса.
Кубизм выдвинул на первый план эксперименты с формой:
- конструирование объемной формы на плоскости;
- выявление простых устойчивых геометрических форм;
- разложение сложных форм на простые.




сюрреализм
Сюрреализм (от франц. Surreulisme-сверхреализм) –  направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции, провозгласившее источником искусства подсознание человека, его сновидения, галлюцинации, инстинкты, освобожденные от контроля разума.  Отличается использованием иллюзий и неожиданным  сочетанием форм (иногда взятых в абсурдных сочетаниях).
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности.



 2.    Написать сообщение на выбор:
- П. Пикассо и его 3 известные картины- С. Дали и его 3 известные картины

Комментариев нет:

Отправить комментарий