Литературное краеведение

Урок 12.05.2020

Тема:  Итоговая  контрольная  работа.
                Итоговая контрольная  работа
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Близко упавшая мина порвала провод и далеко в сторону отбросила другой конец кабеля. 2) Смертная обида томит его.
3) Мёртвый, он остался в строю, на линии.
 4) Когда в конце боя передовая часть, получив нужные указания, ударила немцам во фланг и ушла от окружения, связисты, сматывая кабель, наткнулись на человека, полузанесённого позёмкой.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1) Его старший брат стоял рядом с ним, с ужасом смотрел, как малыш бултыхается в воде, и тоже молчал от испуга.
2) И я тоже решил после школы поступать в институт физкультуры.
3) Он забыл о страхе, не осознавал, что рискует своей жизнью.
 4) Дима ведь просто мог стоять рядом с полыньёй, как другие мальчишки.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
 1) Ценой своей жизни наши бойцы остановили продвижение чеченского бандформирования численностью до двух с половиной тысяч стволов.
2) Уже потом станет известно, что в Аргунское ущелье Хаттаб привел лучших наёмников, среди которых было много арабов.
3) Одна из улиц Грозного названа именем 84-х псковских десантников.
4) Что бы ни говорили, но жива наша гвардия, и доказательство тому - подвиг псковских гвардейцев-десантников.

4. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора
1) Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит восприятие небольшого художественного текста.
2) Классический рассказ - образец художественности.
3) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя.
4) Вот почему рассказ - своего рода индикатор, выявляющий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.

5. Укажите предложения, в которых средством выразительности является СРАВНЕНИЕ
1) Кузница стояла у обочины посёлка, на берегу заросшего пруда.
2) Композитор понимал, что никакие заморские красоты не заменят ему этого скромного уголка России.
3) Смоляные кудри он подвязывал тесьмой на лбу, точь-в-точь как старинный оружейник.
4) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной.
5) Иногда дул ветер с моря, но он не проникал даже в открытые окна веранды.

6. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является гипербола

1) Матери Таньчора предлагала: «Давай, мама, сюда свою голову», зная, что мать любит, когда перебирают волосы на голове.
2) И это всё ты, никто больше не смог бы родить и вырастить таких хороших людей, никто - так и знай.
3) Старухины глаза застилали слезы от этих слов, и она торопливо поднималась: «Хватит на сегодня. Дорвались, а дело стоит».
4) Мать потом долго испытывала их про себя, как бы случайно, ненароком припоминая выпавшие слова, на самом деле старательно собранные в памяти, чтобы погреть, когда захочется, душу.

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) О нём будут говорить, что его вызвали на дуэль, а он не стал стреляться...
2) Пружина чести, наш кумир!
3) Однажды оступился, однажды струсил, смалодушничал, или того хуже - украл, или совсем плохо - предал...
4) Вне нас нам не нужно ни на что опираться, мы самостоятельные люди.

8. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.
1) Прав ли я, что взялся рассказать людям о Селигере, тем самым отдав его в чужие, многие руки?
2) Это был день 14 августа, и ничто не предвещало нам перемен, когда неожиданно прямо над нами раздались точечные хлопки выстрелов, они отразились от леса на том берегу, похожие на кашель великана, и устремились в небо.
3) Мы были в общем-то непугливыми столичными людьми, понимали кое-что и в системах ружей, и в калибрах и номерах дроби, но мы не хотели выстрелов.
4) Когда записываю эти строки, совершенно оглохший от грома пушек, иначе мне и не представляются тысячи ружей, объединённых в единое человекоружьё, которое приставлено прямо к сердцу природы, я переживаю только одно чувство, чувство возвращения в тишину, потерянную уже и здесь...

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) В небе, как чёрные стрелы, мелькали ласточки.
2) Перед закатом стены и крыши домов горели золотом.
 3) Летели вниз камни, листы железа, стёкла, птичьи гнёзда.
4) Укрывшись под деревом, я ждал конца налёта.

10. Укажите предложения, в которых средством выразительности являются ЭПИТЕТЫ
1) На поляне около лесной опушки я увидел несколько кустиков малины.
2) Девушки остановились и обе сразу улыбнулись мне так застенчиво и легко, что я даже растерялся.
3) Только в деревне загадка наконец разъяснилась.
 4) Роса на траве искрилась и переливалась всеми цветами радуги, словно рассыпанные бриллианты.
5) Тогда на суходоле запел свою милую песенку певчий дрозд-белобровик.



 Урок 05.05.2020

Тема: Особенности публицистики В.Ф. Потанина

1. Тренировочные упражнения
Грамматических ошибок бывает много. Здесь рассмотрим те, что чаще всего встречаются.
1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлоги «Благодаря», «Согласно», «Вопреки», «Наперекор» употребляются только с дательным падежом. Проверяем так: после этих слов должно стоять слово, отвечающее на вопрос «Кому?/Чему?» Самая распространённая ошибка в деловых бумагах и вывесках на дверях кабинетов. Там обязательно будет написано «согласно приказа», хотя по нормам русского языка только «согласно (чему?) приказу».
Предлог «По» в значении «после» употребляется с предложным падежом: «По уходе барина, по окончании пьесы».
2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
Все, те — местоимения множественного числа. Вы помните? Если да, то вам только останется правильно соединить подлежащие и сказуемые. «Все, кто опоздал, извинился». Соединяем: все извинился, кто опоздал. Первой пары быть не может. Грамматическая ошибка.
3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Это названия в кавычках. Если они идут сами по себе, отдельно, то названия в кавычках могут склоняться. Например, в «Известиях» пишут…  Если они идут вместе с их главным словом, то название не склоняется. В газете «Известия» пишут…
4) Ошибка в построении предложения с однородными членами
Идёт речь об объединении двух глаголов одним общим дополнением. Делать это надо очень аккуратно. Потому что одним глаголам требуется после себя дополнение в винительном, другим — в творительном падеже. Объединять мы можем только глаголы, требующие дополнение в одном и том же падеже. «Он обратился и получил помощь от ведьмака«. Первый глагол требует дополнения «к кому», второй — «что». А их варварски объединили. Так делать нельзя.
5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Нужно вспомнить, что такое деепричастие. В русском языке это часть речи (или форма глагола), которая показывает добавочное действие. Например, вот вы совершаете одно действие, скажем, идёте в школу. Это ваше главное действие, ради которого вы с утра встали, почистили зубы, собрали сумку и проч. Но одновременно с тем, что вы ИДЁТЕ, можно совершать и ДОБАВОЧНОЕ действие. Какое?
Поедать семечки, разговаривать по телефону, думать, мечтать, слушать музыку, улыбаться или просто радоваться жизни.
Такие добавочные действия мы оформляем как деепричастия с помощью суффиксов -я (а)- или -в-.
Поедая семечки, разговаривая по телефону, думая, мечтая, слушая музыку, улыбаясь или просто радуясь жизни.
И теперь переходим к главному. Кто совершает оба действия: основное и добавочное?
Вы. То есть, один и тот же человек.
Другой вопрос: кто в предложении выполняет основное действие?
Подлежащее
Вывод: подлежащее будет выполнять и ДОБАВОЧНОЕ действие. Если его выполняет не подлежащее, значит, там ошибка. Например: Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия. Подлежащее тут «дискуссия». Она выполняет действие «началась». Но судя по деепричастию, она же и выполняет действие «говорить». Дискуссия говорить не может — вот и ошибка с деепричастным оборотом.

6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастный оборот. Он зависит от определяемого слова. Найдите определяемое слово и задайте от него правильный вопрос. «Он возглавил восстание повстанцев, стремящееся изгнать колонизаторов». Кто стремился изгнать колонизаторов? Повстанцы, конечно. Слово нашли. Зададим от него правильный вопрос. Повстанцев какИХ? Видите окончание вопроса? Вот и у причастия оно должно быть таким же. Значит, в предложении была ошибка. Правильно сказать «повстанцев, стремящихся».
Здесь обратите внимание на цельные словосчетания числительных и существительных. «Один из гостей». Причастие может относиться к слову «один» и будет ед.числа, или причастие отнесут к слову «гостей», и оно станет множ.числа. То есть, можно сказать и «один из гостей, пришедших» и «один из гостей, пришедший». Всё от смысла предложения зависит.
7) Неправильное построение предложения с косвенной речью
В косвенной речи основные ошибки связаны с неправильным средством связи или неправильным употреблением местоимения. «Ведьмак напомнил Лютику, как сражался с подводными чудовищами и потом вытащил тебя за шкирку из воды». Местоимение «тебя» здесь неуместно, надо «его».
8) Ошибка в построении сложного предложения.
Обычно речь идёт о присоединении придаточных к главному. Придаточные присоединяются к главному одним союзом. Придаточное не может соединяться союзом И с однородным членом. Поясню: «Геральт рассказывал о прошлом и когда он был ещё юным ведьмаком». Придаточное с союзом «когда» соединено союзом И с дополнением «о прошлом». Всё равно, что поставить знак равенства между целым и частью.
9) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Вид у глагола бывает совершенным и несовершенным. Совершенный — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать? *видите «С» в вопросе — вот вам подсказка, что вид «Совершенный», тоже на «с»*). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что делать?). Потому следите, чтобы эти два вида совмещались корректно. Допустим, «Цири обучалась искусству ведьмаков, а потом уехала из Каэр Морхена» — так совмещать можно: действие продолжительное («обучалась») закончилось, потому что его оборвало законченное («уехала»). А вот так нельзя: «Цири обучается искусству ведьмаков и уехала из Каэр Морхена». Тут и вид разный, и время разное.
2) Возьмём задание КИМа.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 
 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.
7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.
8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.
9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.
Начнём с буквы А. Причастные обороты есть в предложениях 3, 5, 6. В третьем предложении причастие «произошедшие» зависит от существительного «события». События — какИЕ? ПроизошедшИЕ. Всё в норме. В пятом причастие «привезённым» зависит от цельного словосочетания «девяносто семь этюдов». Вопрос — какИХ? Должно быть — привезённЫХ. Здесь ошибка. На всякий случай проверим шестое: Галичем какИМ? ПреподававшИМ. Тоже ошибок нет. Значит, нам нужно предложение 5.
Буква Б. Сложные предложения под номерами 2,4,8,9. Номера 2 и 8 убираем — там упор на ошибку с подлежащим и сказуемым (видите эти местоимения «все», «кто», «те»). В четвёртом всё в норме: один союз и никаких к нему претензий. Зато в 9-ом бардак: одно придаточное соединяют сразу два средства связи! Союз «что» и союзное слово «насколько». Не годится, ибо одно придаточное — один союз.
Буква В. Несогласованное приложение, как помним, — это название в кавычках. В первом и девятом у нас не названия, а чужая речь. Названия только в 3 и 7. И около главного слова приложение остаётся неизменным только в 7. В третьем почему-то оно тоже склоняется, хотя и не должно. Значит, в третьем и ошибка.
Буква Г. Мы уже замечали, что намёки на эту ошибку есть в предложениях 2 и 8. Во втором, убрав придаточное, получим «все увёз», а в восьмом убирать придаточное нет смысла: оно идёт до самого конца предложения, а у слова «те» сказуемое «счастливы» идёт до него. Значит, ошибка во втором.
Буква Д. Чтобы была ошибка в видовременной соотнесённости, глаголы должны быть однородными. Такие находим в номерах 1 и 8. В восьмом всё в порядке: «видит и слышит». А вот в первом: «подвергает и раскрыл». Он не может одновременно совершать длительное действие и заканчивать ещё одно.
3) Ответ:
4) Дописать ответ, сфотографировать и отправить  Копыловой Л.А. 

Урок 28.04.2020

Тема: Особенности публицистики А.К. Югова
1)  Самостоятельная работа.
ВАРИАНТ 2

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
н..речие
р..месленный
обл..денение
соб..раться
г..потеза
Ответ__________________

2. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
б..рлога
поб..дитель
ап..лляция
м..гистраль
тв...рить
Ответ__________________


3. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пол..гаться
объед..нение
д..рожный
р..внина
в..стибюль
Ответ__________________

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
тр..нслировать
увл..кательный
зан..маться
т..ржествовать
выск..чить
Ответ__________________

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ст..пендия
предпол..жение
н..рмализовать
фест..вальный
р..сточек
Ответ__________________


6. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пер..одический
д..кументальный
зам..реть
в..ранда
выр..стающий
Ответ__________________

7. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
г..рячий
амн..стировать
к..валерия
тр..диционный
г..релка
Ответ__________________

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
бл..стательно
б..седа
погл..щение
зам..рать
канц..лярский
Ответ__________________

9. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
к..пошащийся
разг..раться
осл..жнение
игн..рировать
водор..сли
Ответ__________________

10. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
опров..ргать
к..саться
к..мпаньон
приг..ревшая
пост..раться
Ответ__________________

2) Д/З : ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 

Урок 21.04.2020

Тема:  Современная публицистика Зауралья
1. Самостоятельная работа:
КИМы (варианты) ЕГЭ 2020 - досрочный этап @MIUI| https://егэша.рф/news/kim_ege20/2020-04-14-314
Вараксина Олеся – 2 вариант
Шитиков Виталий  - 1 вариант
2. Д/З : сфотографировать ответы и отправить Копыловой Л.А. 

Урок 14.04.2020

Тема:     Очерк Г.П. Устюжанина «Жестокий ветер афганец»
1. Биография Г.П. Устюжанина
Геннадий Павлович Устюжанин родился в селе Усть-Уйском Целинного района Курганской области в 1933 году.
После окончания Шадринского сельскохозяйственного техникума работал агрономом. В 1953 году был призван в армию, где служил четыре года торпедистом на Тихоокеанском флоте. В годы службы начал писать стихи и заметки в газету «Боевая вахта». Мечтал о профессии журналиста. Поступил в Уральский университет, после окончания которого много лет работал журналистом, прошел путь от литературного сотрудника до редактора газеты.
Талант журналиста проявился и в литературном творчестве. Тема патриотизма, любви к Родине – основная тема творчества Геннадия Павловича. Воспоминания о Великой Отечественной войне, встречи с фронтовиками, военная история России, боевая слава земляков, войны в Афганистане и Чечне – вот далеко неполный перечень интересов журналиста Устюжанина.
Зауральскому читателю Г. П. Устюжанин известен по книгам «Жестокий ветер «Афганец», "Ленькины цветы", "Родная улица моя", "Курганская область",а так же по многочисленным рассказам и очеркам, опублико­ванным в различных изданиях..
Были в жизни Геннадия Павловича два года, которые оставили глубокий след и боль в его душе - работа советником при народно-демократическом правительстве Бабрака Кармаля в Афганистане. А это значит, он был участником войны, которую сегодня называют "локальной войной", называют ошибкой и вмешательством во внут­ренние дела Афганистана. В современном учебнике по истории Рос­сии этой необъявленной войне отведено полстранички, в конце ука­заны потери: погибло более пятнадцати тыс. советских солдат, 35 тыс. было ранено, более 300 пропали без вести или попали в плен. Общие потери афганского народа составили около 1 млн. человек. Сухие цифры статистики, за которыми слезы и горе семей, не дож­давшихся своих сыновей. Только из нашей области в событиях той войны принимали участие 2500 человек, 76 из них домой не вернулись.
Это мы знаем сейчас, а тогда в 1983-1985 гг. был самый разгар войны, именно в это время и был там Г. П. Устюжанин. Он знает о ней не по учебникам, он дышал раскаленным воздухом Афганиста­на, был в окопах, боевых походах, сидел за столом переговоров с афганскими лидерами, видел смерть, поэтому считает своим дол­гом рассказать об этой войне, о том, каких парней мы потеряли. А главное, написать правду о тех днях.
Первые главы повести, получившей название "Жестокий ве­тер «Афганец", были опубликованы в 1989 году на страницах газе­ты "Молодой ленинец".
Место действия в повести "Жестокий ветер «Афганец" - Афганистан. В основу сюжета положены реальные события, происходившие в ущелье Пандшир (Пандшир в переводе с афгани – пять львов) в1985 году. В центре повествования судьба реального человека, нашего земляка Юрия Ивановича Олькова, писатель оставил ему свою фа­милию.
Всем ходом повести писатель дает понять, что его герой - че­ловек "стоящий". Новый взводный пришелся по душе солдатам. И на гитаре может сыграть, песню подпеть, но, главное, он умеет делать все, что необходимо делать солдату на войне. Ольков на деле н писателем высоким и духовными качествами. У него обостренное чувство дол­га.
Мог ведь в Академию поступить, потом местечко «тёплое» в штабе найти, а он пишет рапорт и просится в Афганистан, где «жизнь» почти такая, как описана у Толстого в « Кавказском пленнике». Ночью – набеги душманов. Днём – серые горы да синее небо, жгучее солнце, да ветер «афганец», « жестокая служба в Афганистане», - пишет автор. Командовать здесь трудно. « Сверху требуют победу, а цена этой победы «жизни парней, которые не повторятся! И за какую победу?! За чью!? Добро бы, если бы за неё можно платить только своей головой. Рискуй,- так своей!- эти мысли не дают спать взводному. Совсем не такой представлял он себе нашу интернациональную политику. Когда рвался сюда, « думал, буду в одних окопах с афганцами, плечом к плечу». Но он здесь и свою чашу должен испить до конца, с честью выполнить долг.
Геннадий Устюжанин не идеализирует военную среду. Порой военных чиновников больше волнует не то, что из боя все живыми не вернулись, а то, что у лопаты, которая на бронетранспортёре, черенок длиннее, чем положено. Горы бумаг надо исписать, по инстанциям затаскают, если вдруг окажется, что нет у командира всесторонних планов воспитательной работы. Ловкие прапорщики, вроде Кустова, подторговывают казённым имуществом. Встречаются случаи употребления наркотиков.
Но в суровой военной обстановке проявляются истинно русские качества людей: доброта, сострадание, тоска по родине. « Не могу бачить голодных глаз…», - говорит вестовой Воловик, отдавая буханку хлеба маленькой афганской девочке. Бойцы возятся с собакой, приблудившейся к воинской части, как с ребёнком, выхаживают израненного коня, которого назвали Чалым, кормят его, купают, а когда Чалого убили душманы, хоронят его как человека, вырыв могилу. А всё потому, что человеческой душе здесь не к чему прислониться, всё чужое, не к кому сердцем припасть: ни к любимой, ни к матери-земле. « И за эту богом и выжженную солнцем землю умирают люди?- мысленно спрашивает себя Ольков. « А нужны ли мы здесь вообще?»
Действие повести из воинской части переносится в Кабул, провинции Афганистана, где ведут « войну» кабинетные работники со своим народом. « Для значительной части из них борьба уже закончилась. Они получили солидные посты с окладами и персональными автомобилями, а до остальных им дела нет. Теперь выходит, что большая часть народа воюет против своего правительства, а правительство приходится защищать. Посредниками в этой войне выступают бойцы «идеологического фронта»- советники. Глазами одного из них- Г.П. Павлова мы видим жизнь Афганистана изнутри; колорит восточных базаров, традиций, жизнь провинций, отношения между различными группировками.
Автор не делает выводов. Он правдиво , беспристрастно показывает события, итог которых ещё долго будут подводить историки, политики, военные. Нет сегодня в Афганистане наших солдат, а кровь продолжается там литься.
2.  Живая память
Издательством « Парус-М» совместно с Военным комиссариатом Курганской области была подготовлена книга «Живая память Афгана», в ней увековечены поименно все участники афганских событий , проживающие в нашей области, публикуется также ряд  воспоминаний.  В этой книги есть стихи наших земляков об афганской войне, их записи из дневников, которые они вели прямо во время боевых действий, рассказы об Афганистане участниками войны.
Память о погибших в этой войне жива, она нужна всем нам. Те, кто проходил солдатскую службу в Афганистане, знают о жизни, о мире, больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать – боль потери друзей.
3.Заключение
 Все события, которые происходили там, на афганской земле, автор описал очень подробно. Когда читаешь повесть, то аж дух захватывает, и тебя как будто переносит в те времена…Чувствуешь запах пороха, слышишь очередь автомата, и только тогда понимаешь, каково это - побывать на афганской земле.
Читая дневниковые записи афганцев, их стихи, краткие сведения о зауральцах, прошедших через Афган,  понимаешь:  эти годы войны оставили глубокие раны в душах солдат и офицеров на всю оставшуюся жизнь. Они приобрели боевых друзей, получили воинскую закалку, уверенность в себе.
Афганская война стала суровым испытанием для нашего общества. В ней можно найти всякое: и подвиг, и грязь. Мы нашли свидетельство добра и человечности, которые смогли сохранить, очистить и закалить «афганцы» в огне совсем неправедной войны. Вот в чем, по-моему, заключается первая и главная правда об афганской войне. И теперь у нас должна быть одна забота: открыть дорогу этой правде, не дать ей увянуть, заглохнуть, затеряться в нынешней сложной жизни. Мы должны быть признательными «афганцам» за то, что они совершили для нашего общества – разбудили его совесть. Возвращение нашего общества к человеческим ценностям и ценности человеческой жизни пролегло через эту войну. И нам понять это помогает литература об афганской войне. Наша задача, изучая историю своей страны, не повторять ошибок прошлого.

2. Анализ очерка «Жестокий ветер «Афганец»
Глава 1
1) Как называется столица Афганистана?
2) Назовите звание Юрия Ивановича Олькова.
3) Какое впечатление осталось у Олькова о Кабуле? Выпишите цитату из текста.
Глава 2.
1) Ольков утром шёл на завтрак и остановился. Какой запах исходил от термоса и вещмешка?
2) Кто в основном стояли в очереди за хлебом? 
3) Какой завтрак был лучшим для ребятишек?
4) В какое училище поступил Юра?
5) Что ела лошадь из каски?
6) Кличка лошади.
7) Чем солдат угостил коня?

Д/З: прочитать 1,  2  главу, ответить на вопросы.
Ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.

Урок 07.04.2020

Тема: Литературное Зауралье о современных войнах.                                Г.П. Устюжанин   «Жестокий ветер афганец»

1.  «Хранит земля войны минувшей шрамы,
 Погибших имена, бесчувственный гранит,
 Гвоздики красные, холодный мрамор,
 Рыданье женщин у могильных плит.
 Афган, Чечня, Таджикская граница-
 И снова сыновей мы отправляем в бой,
 Безусых, не успевших опериться
 И костыли уже вновь стучат по мостовой.
 О, Русь моя, о, боль моя- Россия!
 Где мне слова такие отыскать
 И где мне взять такие силы
 Чтоб о судьбе твоей без слез сказать…»

 1. 15 февраля 2020 года исполнился 31 год со дня вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Взаимоотношения между  Афганистаном и Россией существуют на протяжении нескольких столетий. В последние десятилетия противоречиво переплелись традиционно дружественные отношения народов этих двух стран и их вооружённое противостояние, искренняя взаимопомощь друг другу и грубейшие просчёты политиков, и ещё многое, многое другое. Но сегодня мы хотим поговорить еще об одной из проблем афганской войны – это проблема возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или  захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане.
Сегодня мы вновь возвращаемся к событиям этой страшной войны.

2. В восемнадцатую годовщину вывода советских войск из Афганистана, в стенах Государственной Думы РФ должна была открыться фотовыставка «Не забывай нас, Родина!». На ней 250 фотографий наших солдат и офицеров. Они и сегодня остаются на том берегу реки Пяндж: кто живым, кто мертвым, в плену у душманов или просто сгинувшие без вести. Но этих солдат еще ждут матери, близкие люди. Пока существует  проблема военнопленных, афганская война для нас не окончена. Существует моральная сторона этой проблемы. Мир с осуждением  смотрит на пребывание наших солдат в Афганистане. Но не стоит забывать о том, что юные солдаты дали присягу на верность Родине и до конца выполняли свой долг. Мы должны уважать всех, кто мужественно сражался, не жалея собственной жизни, и склонить головы перед памятью тех, кто не вернулся с далеких полей сражений. Для прошедших Афганистан, эта война – часть их жизни, вычеркнуть которую никто не вправе. Все это, безусловно, говорит о важности и актуальности афганской проблемы сейчас и, по крайней мере, в ближайшем будущем. Мы хотим, чтобы наше поколение, поколение наших детей, внуков знало о войне только из книг. Мы за мирное будущее, мы за мир на Земле.
Сегодня   афганскую войну называют крупнейшей внешнеполитической ошибкой  Советского руководства. В гражданский конфликт различных политических сил оказался вовлеченным Ограниченный контингент советских войск, вступивших по приказу советского руководства СССР 25 декабря 1979 г. на территорию Афганистана. Тогда еще никто не знал, во что выльется этот конфликт.

3. Историческая справка. Причины войны.  Более 20 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. В учебниках истории еще не полностью описаны эти события, хотя они сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок.
 Как известно, в результате апрельской революции 1978 года в Афганистане был создан новый национально - прогрессивный строй, устранен деспотичный королевский режим, привлечены широкие народные массы на сторону революции, осуществлена земельная реформа, большое количество земли передано крестьянству, проведены многие другие преобразования в интересах народа. Однако революционные события в Афганистане встретили ожесточенное сопротивление внешних врагов, реакционных сил. Со стороны Пакистана, Ирака и Китая была развернута непрерывная подрывная деятельность. В свою очередь, реакционные остатки старого режима (помещики, лишенные земли, часть мусульманского духовенства) развернули борьбу против революционного строя. Все это создало угрозу ликвидации того, что принесла афганскому народу апрельская революция.
Новое государственное и партийное руководство обратилось к СССР с просьбой об оказании политической и материальной помощи, включая военную поддержку.
Советский Союз решил оказать такую поддержку, опираясь на межгосударственный договор, заключенный между СССР и Афганистаном. Советский Союз дал согласие афганскому правительству на ввод на некоторое время небольшого военного контингента. 24 декабря 1979 года советским руководством принято решение о вводе войск (ограниченного контингента) в Афганистан. 25 декабря в 15 часов советские войска вошли в Афганистан. Надолго ли? На этот вопрос не мог ответить никто! Так оно и вышло: война в Афганистане длилась 9 лет и 10 месяцев.

4. О ходе войны. В самый сложный период войны командующим 40-й армией, то есть ограниченного контингента, был назначен Борис Всеволодович Громов - генерал майор. Планируя любые военные операции, командование армии вплотную столкнулось с единственной проблемой: как сохранить жизнь людей? И советских, и афганских! Как избежать гибели солдат?
Подчас приходилось идти на обман для того, чтобы вытащить противника на переговоры и попытаться убедить его отказаться от вооруженной борьбы. Только если усилия командования на мирных переговорах не достигали своей цели, а угроза для жизни советских специалистов и военнослужащих становилась реальной , им приходилось начинать боевые действия, которые не имели больших масштабов и проводились преимущественно в горных массивах, ущельях и тех местах, где не проживало мирное население. Более 70 % сил и средств 40-й армии было постоянно задействовано для перевозки по территории Афганистана гуманитарных грузов. Эта работа не прекращалась вплоть до вывода войск. Благодаря чему экономика страны окрепла, встала на ноги.
14 апреля 1988 года министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступавшим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через 9 месяцев.
Первый вывод наших войск состоялся в июне-июле 1980 г. В 1983 году на территорию Советского Союза возвращено еще несколько подразделений. Крупномасштабный вывод советских войск из Афганистана был проведен в три этапа. Первый - октябрь 1986 года. Второй - 15 мая 1988 года. Третий - 15 февраля 1989 года.

Учитель: С территории Афганистана войска уходили в боевой обстановке. Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн на марше.
 Окончание войны подразумевает Победителя и Побежденного. Для ограниченного контингента советских войск Афганская война завершилась 15 февраля 1989 года. Победой или поражением? Б.В. Громов так ответил на этот вопрос: "Я глубоко убежден: не существует оснований утверждать о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали победу в Афганистане. Советские войска беспрепятственно вошли в страну, выполнили свои задачи и организованно вернулись на Родину.

Вывод: 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли. Нашими задачами были: оказание помощи правительству Афганистана в урегулировании внутриполитической ситуацию. Эта помощь заключалась в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции. Мы должны были предотвратить агрессию извне. Эти задачи были выполнены. Перед нами никто не ставил задачу одержать военную победу в Афганистане. Мое отношение к тем, кто служил и воевал в Афганистане, пронизано искренним и глубоким уважением. Самым скорбным итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. Убито и умерло от ран и болезней 13833 военнослужащих, в том числе 1979 офицеров и генералов, погибло 572 военнослужащих КГБ, 28 сотрудников МВД, 190 военных советников, из них 145 офицеров, инвалидами стали 6669 афганцев, из них 1479 человек инвалиды 1-й группы. Гепатитом поражено 115309 человек, брюшным тифом 31080 солдат и офицеров. Во время вывода советских войск из Афганистана были эвакуированы на Родину все обелиски, которые были установлены на местах гибели солдат и офицеров 40-й армии. Государство в неоплаченном долгу перед семьями погибших".

Матери, рожавшие сыновей в мирные 60-е, не могли предполагать, что в мирные 80-е их сыновья, отправляясь на боевую операцию и возвращаясь с нее, будут буднично говорить о себе: «Уходим на войну», «Пришли с войны». Если бы мать могла, она прикрыла бы его от пуль и осколков, первой прошла бы по тропам, начиненными минами, напоила бы сына водой, умыла бы его лицо, измученное знойным ветром и пылью. Но ничего этого она не могла сделать. Могла только ждать. Афганская война самая долгая война в истории Советского Союза, но осталась в сердцах незаживающим ожогом памяти. Не извлеченные осколки, не долеченные раны, не вернувшиеся  друзья, останутся с нами, пока ходит по земле поколение, вынесшее и выстрадавшее эту войну. Советские воины, выполняя приказ, проявили себя, как мужественные защитники интересов мира и дружбы, взаимопомощи. Они показали себя беззаветно преданными сынами родного Отечества.
Афганистан – это наша боль, это наши слезы, это наша гордость, это наша слава и вечная память. По официальным данным, в этой необъявленной войне погибли около 14 тыс. советских солдат, ранены 35 тыс. . , пропали без вести или попали в плен более 300 человек.
В разные годы честно и мужественно выполняли свой воинский долг на афганской земле и наши земляки.

15 февраля 1989 г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, - завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. Колонны бронетехники 40-й армии по мосту Пяндж катили домой. Последним по мосту прошел командарм Герой Советского Союза Борис Громов и на весь мир сказал в телекамеры: « За моей спиной нет ни одного нашего солдата». На самом деле стало известно, что позади Громова остались сотни его подчиненных. Тридцать два утонули при форсировании горных рек в ходе боевых операций. Тела девятерых из-за плотного вражеского огня не удалось эвакуировать с поля боя. Тридцать пять погибли в плену. Двадцать два после 1992 года вернулись в Россию. Еще про восемьдесят ничего  не известно и поныне. Но семьдесят два бывших советских солдата, по данным компетентных органов, и теперь удерживаются в зоне свободных кочевых племен. Нельзя сказать, что их никто не ищет. Ищет Комитет воинов-интернационалистов. Ищет общероссийская организация «Боевое братство».. Они ищут и находят, но проблема еще не решена. Созданная в 90-х годах правительственная комиссия по делам военнопленных и пропавших без вести практически прекратила работу. Первыми обеспокоились не мы – американцы. Они сейчас  фактически хозяйничают в Афганистане и поэтому имеют больше возможностей, чем наши. Свидетельства той войны - там на каждом шагу. Пентагон, в котором подобные программы имеют ранг государственных, готов делиться с Москвой полученными данными о советских военнопленных.
Государство на эту деятельность средств не выделяет. Между тем согласно решениям международной Женевской конференции 1949 года, под которыми подписалось и правительство нашей страны каждый военнослужащий имеет право возвращения на Родину, и оно должно быть обеспечено государством. Однако до сих пор между Россией и Афганистаном нет соответствующего соглашения о проведении поисков, эксгумации и возвращения на Родину останков защитников Отечества. Отсутствие международных договоренностей в этой области делает нелегитимным не только поисковую работу, но даже само присутствие в Афганистане сотрудников Комитета. Пока все до единого солдата, живыми или мертвыми, не вернутся домой,  будет болью отзываться в  сердцах наших людей эта война.  
В декабре1989 года 2 съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении  советско-афганской войны и признал грубой политической ошибкой участия в ней советских войск. Сегодня много ведется разговоров вокруг афганской темы. Но никому не дано права перечеркнуть эту страницу истории нашего народа. Тысячи и тысячи советских парней достойно выполнили на афганской земле свой долг. Только в минуты испытаний, когда воедино сливалось дыхание жизни и смерти, им довелось  сделать единственный выбор, продиктованный чувством долга, совести, боевого товарищества, братства.


Обращение  к сверстникам. Мы – люди, мы – разные. По-разному сложились, и будут складываться наши судьбы. Пусть понятия: долг солдата, честь мужчины, верность присяге и боевой дружбе будут для всех нас не пустыми словами.   Вынося уроки из этой войны, мы надеемся, что мы вступим в эпоху мира и согласия и навсегда сможем уберечься от ужасов войны.
  15 февраля исполнился  31 год с момента вывода советских войск из Афганистана. Перевернем еще одну страницу нашей истории. Я думаю, что вы не забудете  то, о чем мы говорили на нашем уроке. Потому что нам нужна всем - правда, чтобы понять и оценить то, что случилось на афганской войне. Впереди нам нужна – память, чтобы помнить и знать всех, кто не вернулся оттуда. Не забывать, что каждый из них до конца выполнил свой долг и достоин нашей памяти. Нам нужна – человечность, чтобы матери и отцы тех, кто не вернулся, не чувствовали себя одинокими.

Д/з: ответить письменно на вопросы:
1. Когда началась Афганская война?
2.Каковы ее причины?
3.Каковы ее последствия для СССР?
4.Как вы считаете, возвращение военнопленных и погибших россиян из Афгана является важной проблемой современного общества?
5.Кто возглавлял 40-ю армию СССР?

Д/З : найти и прочитать очерк Г.П. Устюжанина «Жестокий ветер афганец», составить 3 вопроса с ответами

Д/З отправлять мне в Личные сообщения ВКонтакте 

Урок 17.03.2020

Комментариев нет:

Отправить комментарий